• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Медицинские практики в раннем средневековом праве

Лошкарева М. Е., Савенкова С. Р., Долкова Е. А.

Российский юридический журнал. 2021. № 2 (137). С. 204-215.

Глава в книге
К ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКИХ СУЗДАЛЬСКО-НИЖЕГОРОДСКИХ КНЯЗЕЙ (МОГ ЛИ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТИТУЛОВАТЬСЯ «БОЛГАРСКИЙ» И «БОЛЫМЕЦКИЙ»)

Сочнев Ю. В.

В кн.: Народ и власть: взаимодействие в истории и современности: научный ежегодник факультета права НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Вып. 6. НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, 2019. С. 339-349.

История

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Сочнев Юрий Вячеславович

Сочнев Юрий Вячеславович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История» ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у студентов первокурсников знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимании общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История» являются: 1) закрепление, систематизация и углубление знаний об общих тенденциях, основных этапах и важнейших событиях отечественной истории; 2) формирование у студентов гражданской позиции, национальной идентичности; 3) воспитание патриотизма, толерантности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представления об основных источниках для изучения отечественной истории и об историографии, также о современном состоянии исторической науки
  • Имеет представления о формировании и основных этапах развития Древнерусского государства, особенностях возникновения средневековой российской государственности.
  • Имеет представления об основных процессах экономического развития страны в IX - XVII вв.
  • Имеет представления об основных процессах социальной истории страны в IX - XVII вв.
  • Имеет представления об основных этапах формирования и развития имперской российской государственности. Умеет оценивать модернизационные процессы в российском обществе.
  • Имеет представления об основных процессах экономического развития страны в XVIII вв. Умеет оценивать модернизационные процессы в российском обществе.
  • Имеет представления об основных процессах социальной истории страны в XVIII в. Умеет оценивать модернизационные процессы в российском обществе.
  • Имеет представления о форме и основных этапах эволюции имперской российской государственности в XIX веке. Умеет оценивать модернизационные процессы в российском обществе.
  • Имеет представления об основных тенденциях эконо мического развития страны в XIX в. Умеет оценивать модернизационные процессы в российском обществе
  • Имеет представления об основных тенденциях социальной истории страны в XIX в. Умеет оценивать модернизационные процессы в российском обществе.
  • Имеет представления о правительственной идеологии, зарождении и развитии либерализма в России, а также об эволюции революционных течений, от декабристов до социал-демократических организаций.
  • Имеет представления о революционном периоде в истории страны, формировании российского парламентаризма и роли первой мировой войны в назревании кризиса.
  • Имеет представление о создании советского государства, и его развитии в годы гражданской войны.
  • Имеет представление о развитии страны в годы НЭПа, в период осуществления индустриализации и коллективизации. Умеет оценивать своеобразие развития страны в годы войны и в послевоенный период.
  • Имеет представление о развитии страны в 1953-1985 годах. Умеет оценивать своеобразие развития социально-политических процессов в периоды «оттепели» и «застоя».
  • Имеет представление о развитии страны от «перестройки» до образования независимых государств (СНГ), а также о пути становления современной российской государственности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основы исторического знания
    Предмет и задачи курса. Специфика исторического познания, методы исторического исследования. Соотношение всемирной истории и истории России. Основные источники для изучения отечественной истории. Общее представление об историографии. Современное состояние исторической науки.
  • Тема 2. Формирование и развитие российской государственности в IX - XVII вв.
    Понятие "средние века". Геополитическая структура раннесредневековой Европы. Проблема прародины и расселение славян. Особенности возникновения государственности у восточных славян. Крещение Руси как фактор приобщения к византийскому культурному миру. Меж-дународные связи при Ярославе Мудром. Укрепление и расцвет Киевской Руси. Политическое дробление Древнерусского государства. Основные феодальные цен-тры. Великий Владимирский князь Юрий Всеволодович и основание Нижнего Новгорода. Русь под властью монгольских ханов. Проблемы объединения Северо - Восточной Руси и создание единого русского государства. Московское царство в XVI в. Переход к централизации власти. Начало становления российского абсолютизма. Смутное время и воцарение династии Романовых. Усиление абсолютистских тенденции в царствование Алексея Михайловича. Укрепление экономических и культурных связей с европейскими странами.
  • Тема 3. Экономическое развитие русских земель в IX - XVII вв.
    Значение торгового пути "Из варяг в греки". Характер славянской торговли. Занятия населения. Специфика русского феодализма. Развитие княжеского и боярского землевладения. Рост городов и развитие ремесла. Последствия завоевания монголами Руси в сфере экономики. Начало отставания экономического развития русских земель от Европы. Появление новых черт в экономике России в XVII в. Роль торговли с передовыми европейскими странами (Англия и Голландия). Проблема зарождения российского предпринимательства.
  • Тема 4. Основные черты социальной истории российского общества в IX - XVII вв.
    Высшие сословия русского общества. Динамика их статуса, прав и обязанностей перед государством. Городское население. Роль городов в отечественной истории. Положение купечества в Московском царстве. Формирование крестьянства на Руси. Проблема становления крепостничества. Холопство и его исторические перспективы. Соотношение общеевропейских и национальных тенденций развития общества.
  • Тема 5. Варианты российского абсолютизма в век Просвещения.
    Эпоха Петра I. Личность великого реформатора. Перестройка государственного управления. Утверждение дворянской империи. Завершение становления абсолютизма в России. Борьба за наследие Петра I. Царствование Елизаветы Петровны. Французские просветители и Екатерина II. Просвещенный абсолютизм в России. Появление интеллигенции. Расцвет дворянской империи. Расширение культурных связей с Западом. Царствование Павла I.
  • Тема 6. Тенденции мирового экономического развития и экономика России в XVIII в. Возможности и реальности.
    Проблема формирования российского капитализма. Аграрная сфера - основа экономической жизни страны. Развитие промышленности России. Государственная экономическая политика. Типы мануфактур. Торговля и положение дел с развитием частного предпринимательства.
  • Тема 7. Усложнение социальной структуры Российского государства в XVIII в.
    Причины изменения сословно - классовой структуры общества. Золотой век российского дворянства. Чиновничество России в XVIII веке. Особенности и истоки российской бюрократии. Положение крестьянства и городского населения. Формирование русского буржуа. Рождение новых социальных слоев.
  • Тема 8. Правительственная модернизация политического строя России в XIX веке.
    Царствование Александра I и возрождение принципов просвещенного абсолютиз-ма. Реформы М.М. Сперанского. Судьба реформатора. Итоги воины 1812 г. и отход от реформ. Воцарение Николая I. Кризис феодально - абсолютистской системы. Проекты отмены крепостного права. Освобождение крестьян при Александре II. Буржуазные ре-формы 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы в правление Александра III.
  • Темa 9. Россия на путях буржуазного преобразования.
    Ход и этапы промышленного переворота в России. Новые индустриальные центры и районы. Аграрное развитие страны. Развитие торговли, ее характер и перспективные возможности. Расширение путей сообщения, модернизация транспорта. Крупнейшие ярмарки. Роль и значение Нижегородской ярмарки для экономического развития страны.
  • Тема 10. Социальная структура России и социальная политика самодержавного правительства в XIX веке.
    Метаморфозы социального развития. Российское дворянство в условиях рыночных отношений. Положение других социальных слоев и классов. Крупнейшие русские промышленники и банкиры. Нижегородские купцы-предприниматели. Социальная политика правительства. Условия для развития предпринимательской деятельности.
  • Тема 11. Общественное движение. Русская идея: теория и практика.
    Правительственная идеология. Зарождение и развитие либерализма в России. Западники и славянофилы. Эволюция революционных течений, от декабристов до народовольцев. Появление социал-демократических организаций.
  • Тема 12. Политическая ситуация в мире и особенности развития России в начале XX века.
    Основные общественно-политические движения в начале XX в. Особенности развития России в начале XX в. Положение в социально-политической сфере - революция или реформы? Третьеиюньская политическая система. Роль первой мировой войны в назревании кризиса.
  • Тема 13. Россия советская: 1917-1920 гг.
    Октябрь 1917 г. и судьбы демократии в России. Гражданская война и ее послед-ствия. Военный коммунизм. Политика советского государства по отношению к культур-ному наследию прошлого. Влияние октябрьских событий на ситуацию в мире, углубле-ние революционных процессов. Окончание 1-ой мировой войны. Складывание Вашингтонско-Версальской системы. Внешняя политика Советской России и большевистская доктрина мировой пролетарской революции. Война Советской России с Польшей, ее результат и последствия.
  • Тема 14. Советская страна и мир в 20-50-х гг.
    Запад и Советский Союз в 20-е годы: конфронтация, изоляция или сотрудничество? Переход к НЭПу. Политическая борьба в 20-е годы. Кризис НЭПа. Советское государство на путях форсированного строительства социализма. Тоталитарная система и общество в 30-х гг. Глобальный кризис международных отношении 1-ой половины XX в. СССР во второй мировой войне. Своеобразие развития страны в послевоенный период.
  • Тема 15. Советское государство в 1953-1985 годах.
    Первые попытки либерализации страны. Оттепель 60-х гг. СССР в системе между-народных отношений в 1953-1964 гг. Усиление экономических и политических взаимо-отношений государств с различными социально-политическими системами. Карибский кризис. Попытки реформирования страны в 60-70 гг. Власть и общество в середине 60 - нач. 80-х гг. Холодная война. Наращивание гонки вооружений.
  • Тема 16. История и современность.
    Зарождение идей перестройки, ее истоки. Апрель 1985 г.: новое в развитии страны. Реформирование политической системы. Экономика: находки и просчеты. Новое политическое мышление. Общественно-политические изменения в странах Восточной Европы. Конец "холодной войны". Проблемы перестройки. Образование независимых государств (СНГ). Российская Федерация: пути становления государственности. Политические и социальные аспекты развития рыночных отношений в современной России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * аудиторная работа + 0.1 * домашнее задание + 0.5 * экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История России, учебник, 3-е изд., перераб. и доп., 525 с., Орлов, А. С., Георгиев, В. А., Георгиева, Н. Г., Сивохина, Т. А., 2007
  • История России, учебник, 592 с., Мунчаев, Ш. М., Устинов, В. М., 1998
  • История России, учебное пособие для академического бакалавриата : в 2 ч., Ч. 1, Московский городской педагогический университет, 6-е изд., перераб и доп., 397 с., Кириллов, В. В., 2016
  • История России, учебное пособие для академического бакалавриата : в 2 ч., Ч. 2, Московский городской педагогический университет, 6-е изд., перераб. и доп., 275 с., Кириллов, В. В., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Perestroika (1987–1999) ; Перестройка (1987–1999). (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.953E9DB3
  • Rabush, T. V. (2019). Процесс военного вовлечения СССР в афганский конфликт: взгляд из США. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44A804
  • Shevelkov, A. I., & Шевельков, А. И. (2017). Крестьянские штудии научного проекта «Народ и власть: История России и ее фальсификации» ; Peasant Studies of Scientific Project «People and Power: History of Russia and Its Falsifications». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CCF61069
  • The History and Culture of Eastern Russian Merchants: Faces and Destinies ; История и культура купечества Востока России: лица и судьбы. (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFCC7975
  • БАРИНОВА Е.П. (2016). Советская Россия 1920-Х Годов На Страницах Дворянских Воспоминаний. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3D0C7DBD
  • Голотик, С., Данилин, А., Евсеева, Е., & Карпенко, С. (2000). Советская Россия в 20-е гг.: НЭП, власть большевиков и общество. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F4C292E3
  • ГРАМКОВА И.И., & САВЕНКОВА М.В. (2015). Военные Реформы Петра I И Александра Ii. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.650146CE
  • Данильченко Сергей Леонидович, & Danilchenko Sergey Leonidovich. (2016). Советская Россия в годы НЭПа: политико-экономический обзор. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CBED7D46
  • Денисов, Ю. (2011). Образ Б. Н. Ельцина В Дискурсе Российской Национально-Патриотической Оппозиции Начала 2000-Го Года (На Основе Анализа Газет «Советская Россия», «Правда», «Завтра»). Политическая Лингвистика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14418267
  • Евграфьев, А. (2006). Экономическая история России. Дайджест-Финансы, (6). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15304814
  • КЛИСТОРИН, В. И. (2019). Экономическая история России от Григория Ханина. ECO, (9), 188–192. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=138230475
  • Кондрашин В.В. (2017). AGRARIAN HISTORY OF RUSSIA OF THE XX CENTURY: URGENCY, PROBLEMS, CONDITION, PROSPECTS OF STUDY ; Аграрная история России XX века: актуальность, проблемы, состояние, перспективы изучения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D7CCA440
  • КОРОЛЕВА Л.А., & МОЛЬКИН А.Н. (2015). «Перестройка» В Ссср И Диссиденты. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1745814
  • Кузнецов, О. В., Лотарев, К. А., & Тараканов, В. В. (2019). М.М. Сперанский И Н.М. Карамзин: Два Пути Цивилизационного Развития России Или Спор О Рациональной Системе Государственного Управления? Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations / Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriâ 4, Istoriâ, Regionovedenie, Mezdunarodnye Otnošeniâ, 24(5), 86–99. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.5.6
  • Ляпин, Д. А. (2018). Социально-экономическая эволюция населения юга европейской России в контексте модернизации аграрного общества в конце XVI-XVII вв. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.48667EFE
  • МЕЗИН С.А. (2016). Власть И Общество В России Глазами Дени Дидро. История и Историческая Память, (13–14). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16965819
  • Рогаева, И. (2014). История Имперской России Сквозь Призму Современного Англо-Американского Россиеведения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D86B8285
  • Сапожникова, Н. Д. (2014). История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие ; История России с древнейших времен до наших дней. Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FED21F74
  • СМИРНОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. (2009). Тенденции развития мещанского сословия в условиях буржуазной модернизации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92D93F72
  • Смирнов Ю.Н. (2017). История России С Древнейших Времен До Начала Xxi Века: Учебник: В 3 Т. / Под Ред. Л.В. Милова. М.: Эксмо, 2006. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.43EF8C44
  • ШАПОВАЛОВА ВИТАЛИЯ СТАНИСЛАВОВНА. (2009). Законодательное оформление социальной политики в России с момента принятия христианства в конце x В. До середины XVII в. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6B5FA76
  • Шици Чжуан. (2018). Личное подсобное хозяйство сельского населения СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. History Magazine: Researches, (5), 139. https://doi.org/10.7256/2454-0609.2018.5.27406
  • ЯКОВЛЕВ А.А. (2015). «Россия во мгле» Герберта Уэллса как источник по Российской повседневности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCA9C589