We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Organization and Organizational Behavior

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Delivered at:
Department of Organizational Psychology (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к дисциплинам общего профиля (дженералистская), обеспечивающих подготовку бакалавра. Изучается на 2-ом курсе в 1,2 модулях. В рамках дисциплины изучаются следующие темы: 1. Организация как объект управления. Основные подходы к анализу организаций. 2. Законы и принципы организаций. Основные функции и принципы управления организацией. 3. Внешняя и внутренняя среда организации и методы их анализа. 4. Теория жизненного цикла: этапы и стадии развития организации. 5. Планирование как функция управления организацией, принципы и методики целеполагания. 6. Проектирование и оптимизация организационных структур. 7. Организационная культура как связующая сущность организации. 8. Контроль как функция управленческой деятельности 9. Индивидуальные различия людей в работе. 10. Эмоции и стресс на работе. 11. Мотивация в организациях, отношения связанные с работой. 12. Карьерное развитие. 13. Групповые процессы и рабочие группы. 14. Коммуникации в организации. Наименование форм текущей и промежуточной аттестации по дисциплине: - оценка работы студентов на практических занятиях и самостоятельной работы; - контрольные работы по разделам; - устный экзамен по билетам (раздел Теория организации) - письменный экзамен в формате тестирования (раздел Организационное поведение). Блокирующие элементы не предусмотрены.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с законами и принципами функционирования организации, характером их проявления в природе и обществе, изучение студентами основных организационных моделей, законов организации, основ организационного проектирования, а также формирование у студентов системы представлений о закономерностях поведения людей на трех возможных уровнях: уровне индивидуального поведения, уровне группового поведения и поведения организации в целом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятийным аппаратом и базовой терминологией курса; знает основные тенденции развития общества, влияющие на задачи организационного поведения; владеет навыками системного анализа уровней организационного поведения; умеет ориентироваться в актуальных задачах организационного поведения.
  • умеет анализировать и интерпретировать индивидуальное организационное поведение как результат взаимодействия личности и ситуации; использовать знания об интеллектуальных способностях для анализа успешной деятельности менеджера; владеть методами анализа индивидуального организационного поведения.
  • умеет анализировать и интерпретировать влияние эмоций и настроения на рабочее поведение; знает о концептуальных подходах к исследованию организационного стресса и факторы его возникновения; использует знания о негативных последствиях организационного стресса для его профилактики; владеет навыками эмоциональной саморегуляции и самоконтроля; навыками разработки организационных программ преодоления стресса.
  • имеет представление об основных закономерностях управления профессиональной мотивацией и создании мотивирующих условий работы, владеет навыками самомотивации, способен применить основные выводы теории мотивации для решения управленческих задач
  • умеет идентифицировать и классифицировать существующее разнообразие карьерных путей; анализирует и интерпретирует проблемы развития карьеры в организации; владеет навыками разрешения проблем, возникающих в ходе развития карьеры в организации
  • умеет идентифицировать и анализировать типы рабочих групп, влияние элементов групповой структуры (ролей, норм и статуса); решает задачи, связанные с формированием команд и владеет навыками разрешения проблем, возникающих при формировании команд.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация как объект управления. Основные подходы к анализу организаций.
    Понятие организации. Признаки организации: цель, задачи, иерархия, власть, социальная природа, разделение труда. Организация как социальная система. Формальная и неформальная организации. Функции и цели организации. Типы организаций по различным основаниям: по общественным функциям, по отраслевому признаку, по размеру, по степени формализации, по организационно-правовой форме и т.д. Классификация организаций. Основные подходы к анализу организаций.
  • Законы и принципы организаций. Основные функции и принципы управления организацией
    Законы организации и их приложения. Основные функции и принципы менеджмента и их взаимосвязь.
  • Внешняя и внутренняя среда организации и методы их анализ
    Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Взаимодействие внешней и внутренней среды. Внутренняя и внешняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди. Методы анализы внутренней и внешней сред организации.
  • Теория жизненного цикла: этапы и стадии развития организации
    Понятие жизненного цикла организации. Этапы жизненного цикла организации. Теории жизненных циклов организации. Характеристика, сходства, различия, преимущества и недостатки теорий. Модель Л. Грейнера, модель И. Адизеса, модель Емельянова и Поварницыной. Применение моделей жизненного цикла для анализа практической деятельности организаций.
  • Планирование как функция управления организацией, принципы и методики целеполагания
    Сущность планирования. Процесс планирования. Классификация и взаимосвязь планов. Понятие и правила формулирования миссии. Понятие и правила формулирования видения. Понятие цели. Характеристики целей в организации. Классификация целей в организации. Дерево целей. Управление по целям. Методы формулирования цели: SMARTER, PURE, CLEAR.
  • Проектирование и оптимизация организационных структур
    Факторы проектирования организации. Понятия координации, масштаба контроля, иерархии, цепи команд, зоны ответственности. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки. Эволюция организационных структур. Норма управляемости. Основные типы организационных структур. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры.
  • Организационная культура как связующая сущность организации
    Понятие организационной культуры, функции, ключевые измерения, типы организационных культур, процесс формирования организационной культуры, три уровня оргкультуры по Э.Шайну, механизм поддержания организационной культуры.
  • Контроль как функция управленческой деятельности
    Объект организационного контроля. Понятие и процесс контроля. Контур контроля. Факторы эффективного контроля. Виды контроля. Методы контроля. Причины неприязни менеджеров к функции контроля. Возможные негативные последствия неэффективной системы контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
  • Введение в организационное поведение
    Определение организации и организационного поведения. Организационное поведение как отрасль научного знания: междисциплинарность, научная ориентация, уровни анализа (индивидуальный, групповой, организационный), нацеленность на решения практических задач. Влияние на организационное поведение современных тенденций развития общества: глобализация и рост количества транснациональных компаний; тотальная информатизация и виртуальное пространство, разнообразие экосистемы персонала; растущие ожидания людей в отношении организаций и др.
  • Индивидуальные различия людей в работе
    Понятие личности, ее роль в изучении организационного поведения. Модель личности «Большая пятерка»: (Р. МакГрэй и П. Кошта): добросовестность, экстраверсия, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, открытость новому опыту. Другие значимые для организационного поведения личностные характеристики: позитивная или негативная аффективность, внутренний или внешний локус контроля, макиавеллизм. Интеллектуальные и физические способности. Основные разновидности интеллектуальных способностей: когнитивный, эмоциональный, практический интеллект.
  • Эмоции и стресс на работе
    Понятия эмоций и настроения, их отличительные характеристики. Воздействие эмоций и настроения на поведение людей в организации (эмоциональный диссонанс, эмоциональное напряжение, конгруэнтность настроения). Способы управления эмоциями в организациях. Основные причины стресса на работе: профессиональные требования, конфликты между работой и жизненными обстоятельствами, ролевая неоднозначность на работе, перегруженность и недостаточная загруженность, ответственность за других людей, нехватка социальной поддержки, сексуальные домогательства. Последствия стресса: эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение оценки собственной успешности. Организационные ресурсы по управлению стрессом: программы поддержки сотрудников, программы здоровья, программы регулирования отсутствия на рабочем месте, программы управления стрессом.
  • Мотивация в организациях, отношения связанные с работой
    Понятие трудовой мотивации. Пять основных подходов к трудовой мотивации: мотивирование посредством удовлетворения потребностей (А. Маслоу и К. Алдерфер); мотивирование посредством постановки целей (Э. Лок и Г. Латхэм); мотивирование с помощью объективности (С. Адамс); мотивирование посредством изменения ожиданий (В. Врум); мотивирование посредством проектирования работы (модель расширения и обогащения работы, модель характеристик работы Р.Хэкмана и Г. Олдхэма). Основные разновидности отношений на работе: удовлетворенность работой, организационная приверженность, предубеждения, Теории удовлетворенности работой: двухфакторная теория (Ф.Херцберг) и теория ценностей. Организационная приверженность: виды и последствия. Предубеждения: основные виды и способы преодоления.
  • Карьерное развитие
    Современное представление о карьере: «карьера без границ». Типологии карьерного развития. Стадии развития карьеры. Факторы, влияющие на выбор профессиональной карьеры: концепция Дж. Холланда и представления о «карьерном якоре». Проблема карьерного плато и способы его преодоления. Проблема планирования преемственности.
  • Групповые процессы и рабочие группы
    Понятие рабочей группы и ее ключевые характеристики. Основные элементы групповой структуры в организации: роли, нормы, статус, групповая сплоченность. Явления социальной фасилитации, культурной диверсификация и коллективной безответственности. Понятие команды. Отличия команды от традиционной рабочей группы. Формирование команды. Методы работы с командой и преодоления трудностей командной работы
  • Коммуникации в организации
    Коммуникационный процесс и его роль в организации. Структура процесса коммуникаций. Виды коммуникаций в организации. Формальные и неформальные организационные коммуникации. Нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации в организации. Роль обратной связи в коммуникациях. Способы повышения уровня эффективности коммуникаций в организациях. Препятствия на пути эффективной коммуникации. Слухи в организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен1
  • неблокирующий экзамен2
  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий аудиторная работа 1
  • неблокирующий аудиторная работа 2
  • неблокирующий экзамен1
  • неблокирующий экзамен2
  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий аудиторная работа 1
  • неблокирующий аудиторная работа 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * контрольная работа 1 + 0.4 * экзамен1 + 0.3 * экзамен2
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * контрольная работа 1 + 0.4 * экзамен1 + 0.3 * экзамен2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кузнецов Ю. В., Мелякова Е. В. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-02949-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-431880
  • Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 448с. - ISBN: 978-5-9916-2431-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-425847
  • Мкртычян Г. А. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-9916-8789-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-433912
  • Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (п) ISBN 978-5-16-009073-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538741
  • Теория менеджмента: Учебник / В.А. Баринов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 207 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006009-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356857

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гавра Д. П. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-06317-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-kommunikacii-433390
  • Деловые коммуникации : учебник / О.В. Папкова. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 160 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999587
  • Емельянов С. М. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-06003-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-438314
  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Кулапов М.Н., под ред., Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. - Организационное поведение - КноРус - 2020 - 227с. - ISBN: 978-5-406-02467-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933978
  • Литвинюк А. А. - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 398с. - ISBN: 978-5-9916-3610-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/motivaciya-i-stimulirovanie-trudovoy-deyatelnosti-teoriya-i-praktika-425887
  • Мардас А. Н., Гуляева О. А. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-06344-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-434724
  • Оксинойд К.Э. - Организационное поведение (для бакалавров). Учебник - КноРус - 2019 - 401с. - ISBN: 978-5-406-06369-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929593
  • Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 329 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004495-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/214999
  • Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 864 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-16-003319-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/179702
  • Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 301 с.: ISBN 978-5-9614-5607-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926931