We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Innovation Management

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Venture Management (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor


Rozhdestvensky, Viktor G.

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины Инновационный менеджмент являются получение систематизированных знаний и формирование профессиональных компетенций в области управления инновациями. В рамках курса студентам даются базовые навыки и знания в области организации инновационного процесса, инструментов работы в рамках инновационной системы компании, разработки стратегии инновационного развития, инструментов управления инновационным проектом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знает основные понятия инновационного менеджмента, отличает различные типы инноваций.
  • Определяет значение и роль государственной поддержки инноваций и организаций инновационной инфраструктуры
  • Умеет изучать действующую инновационную систему в корпорации.
  • Умеет оценить инновационный потенциал и инновационную активность. Умеет разрабатывать инновационную стратегию.
  • Умеет оценить коммерческие перспективы инновационной разработки, проводить первичный анализ рынка, разрабатывать бизнес-модель, рассчитывать финансовые показатели проекта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия инновационного менеджмента, особенности профессии менеджера по инновациям, отличает различные типы инноваций.
  • Умеет провести анализ инновационного процесса на предприятии, внешние связи корпорации с партнерами по реализации проектов.
  • Определяет значение и роль организаций инфраструктуры рынка инноваций, а также различных элементов НИС.
  • Умеет изучать действующую инновационную систему в корпорации, стимулировать мотивацию и вовлеченность сотрудников в инновационную деятельность
  • Умеет оценить эффективность инновационной деятельности компании.
  • Умеет оценить инновационный потенциал и инновационную активность предприятия
  • Умеет разрабатывать инновационную стратегию
  • Владеет технологией lean-startup, умеет оценить коммерческие перспективы инновационной разработки, проводить первичный анализ рынка, разрабатывать бизнес-модель, рассчитывать финансовые показатели проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория инноваций: природа инноваций, основные понятия, классификация
    Роль инноваций в современном мире, основные понятия инноваций. Новшество, изобретение, инновация. Подходы к классификации инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные, инкрементальные, радикальные. Коммерциализация инновации, диффузия инновации.
  • Инновационный процесс и инновационная деятельность
    Понятие инновационный процесс, инновационная деятельность. Источники инноваций. Поколения инновационного процесса: technology push, market pull, coupling model, interactive model, network model, open innovation model. Участники инновационной деятельности.
  • Национальная инновационная система. Инфраструктура рынка инноваций
    Национальная инновационная система (зарубежная практика и российский опыт): финансирование инновационной деятельности, наука, кадры, законодательство, экспортно-импортная политика, промышленная политика, налоговая политика, развитие конкуренции. Инновационная инфраструктура: финансовая, организационно-производственная, информационная, образовательная, консалтинговая.
  • Методы управления инновациями в компании
    Корпоративные инновационные системы (КИС): элементы инновационной системы предприятия, организация инновационной деятельности на предприятии, внутрифирменное предпринимательство, мотивация к инновационной деятельности. Российский и зарубежный опыт функционирования КИС. Программы инновационного развития. Планирование нововведений. Формирование инновационной политики фирмы. Корпоративные венчурные фонды. Методы и инструменты управления инновационным процессом в компании. Stage-gate подход. Источники инновационных идей, методы генерации инноваций: развитие креативности, упражнения, мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика, латеральный маркетинг, метод Э. Де Боно «Шесть шляп». Оценка эффективности инновационной деятельности компании. Экспертиза и оценка инновационных проектов. Корпоративные инкубаторы и акселераторы.
  • Разработка инновационной стратегии предприятия
    Инновационный потенциал организации. Инновационная активность организации. Методики оценки инновационного потенциала инновационных систем. Оценка инновационной активности компании. Разработка мероприятий по достижению целей инновационного развития компании
  • Технологии управления инновационными проектами в корпорации
    Характеристики и особенности управления инновационным проектом. Технология lean startup. Формулировка ценностного предложения для инновационного проекта. Разработка бизнес-модели для инновационного проекта. Анализ рынка инновационного проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий анализ инновационной системы корпорации
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий анализ инновационной системы корпорации
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * анализ инновационной системы корпорации + 0.25 * аудиторная работа + 0.25 * домашнее задание 1 + 0.25 * домашнее задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев А. А. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 259с. - ISBN: 978-5-534-03166-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/innovacionnyy-menedzhment-433138
  • Инновационная экономика: стратегия и инструменты формирования : учеб. пособие / О.И. Донцова, С.А. Логвинов. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. - 208 с. - (Магистратура). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008664
  • Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2019. - 380с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003543
  • Сетевая модель российской национальной инновационной системы: формирование и развитие: монография / Суглобов А.Е., Смирнова Е.В., - 2-е изд. - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 145 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1045714

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Высшая школа России и национальная инновационная система: Монография / А.А. Харин, А.В. Рождественский, И.Л. Коленский и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 436 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-102755-4 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501568
  • Путилов А.В., Черняховская Ю.В. - Коммерциализация технологий и промышленные инновации: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2018 - 324с. - ISBN: 978-5-8114-3371-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/110937
  • Рычкова Н.В. - Маркетинговые инновации. (Бакалавриат) - КноРус - 2019 - 226с. - ISBN: 978-5-406-06902-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931152