We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Marketing Research

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Marketing (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructors


Artyushina, Ekaterina


Ершов Дмитрий Евгеньевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Маркетинговые исследования» предполагает формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения исследований рынка. Промежуточная аттестация включает в себя расчет промежуточной/итоговой оценки по дисциплине, результат которой зависит от оценок по всем элементам контроля. Элементами контроля являются: работа студентов на семинарских занятиях, домашняя работа студентов (проект) и экзамен (публичная групповая защита проекта).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с базовыми понятиями курса "Маркетинговые исследования";
  • Формирование понимания основных решений, применяемых при планировании исследования рынка;
  • Формирование навыка планирования и проведения исследования рынка исходя из конкретной управленческой проблемы и цели исследования;
  • Формирование умения аргументированно защищать собственную точку зрения по вопросам планирования, организации и проведения исследования рынка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявлять потребность предприятия в информации, необходимой для решения конкретной управленческой проблемы.
  • Формулировать базовые понятия курса "Маркетинговые исследования"; описывать применение подходов к проведению исследований рынка, методов сбора данных, методов наполнения выборки, инструментов сбора данных.
  • Интегрировать теорию курса "Маркетинговые исследования" и практическую ситуацию с целью разработки логически выстроенных и обоснованных этапов плана исследования рынка, ориентированного на обеспечение предприятия требуемой информацией
  • Проводить маркетинговое исследование рынка
  • Организовывать эффективные формы межличностной коммуникации в целях планирования и организации исследования рынка и презентовать результаты групповой работы в устной форме перед профессиональной аудиторией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину «Маркетинговые исследования».
    Понятие термина «маркетинговые исследования». Место исследований рынка в системе маркетинга. Маркетинговая информационная система. Этика проведения исследований рынка. Понятие: управленческая проблема компании, проблема (цель) исследования, цели исследования. Этапы исследования рынка.
  • Разработка проекта исследования.
    Понятие «проект исследования». Три вида исследования рынка – предварительные, рекомендательные, исследования по выявлению причинно-следственной связи. Цели каждого вида исследования, описание, методы.
  • Вторичные данные.
    Стандартизированная информация. Понятие вторичных данных. Методы сбора вторичных данных. Возможные проблемы, связанные с использованием вторичных данных. Понятие стандартизированной информации, виды, использование в исследованиях рынка.
  • Наблюдения, фокус-группы и другие методы сбора «качественной» информации.
    Наблюдения – виды, условия применения, преимущества, ограничения использования. Фокус группы – понятие, требования к проведению, преимущества, ограничения. Другие методы сбора «качественной» информации.
  • Методы проведения опросов.
    Преимущества и недостатки опросов. Три основных подхода к сбору информации от респондентов – личные интервью, интервью с помощью телефона, on-line интервьюирование. Преимущества и недостатки каждого метода.
  • Измерения в маркетинговых исследованиях.
    Альтернативные форматы вопросов. Характеристики шкал. Уровень измерения шкалы - категорийные шкалы (номинальная, порядковая), метрические шкалы (интервальная, пропорциональная). Шкала Ликкерта, полярная шкала, другие виды шкал. Точность и достоверность измерения.
  • Разработка анкет.
    Процесс разработки анкеты. 5 требований к вопросам в анкете. 10 требований, что не должно быть в анкете. Введение в анкету – функция, последовательность написания. Типы вопросов. Последовательность расположения вопросов в анкете.
  • Наполнение выборки.
    Понятие «генеральная совокупность», «выборка», «единица выборки», «перепись», «ошибка выборки». Вероятностные и невероятностные выборки.
  • Расчет размера выборки.
    Понятие «ошибка выборки», «ошибка, не связанная с расчетом и наполнением выборки», «изменчивость», «уровень доверия», «точность исследования». Формула расчета.
  • Возможные ошибки исследования, не связанные с расчетом и наполнением выборки
    Ошибки, связанные с работой интервьюера – преднамеренные и не преднамеренные. Ошибки респондентов – преднамеренные и непреднамеренные.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа студентов на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (презентация маркетингового исследования). Экзамен проводится на платформе Zoom (http://zoom.us/) К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее пяти минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение пять минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Работа студентов на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
  • Коротков А. В. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 595с. - ISBN: 978-5-9916-2878-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-425254
  • Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 368 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0233-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/351385

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 392 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-905554-08-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/362356
  • Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.: 60x88 1/16. - (Учебные издания для бакалавров) ISBN 978-5-394-01470-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/336541