We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Leadership in business

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Organizational Psychology (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor


Дунаева Наталья Ивановна

Программа дисциплины

Аннотация

В предлагаемом курсе Лидерство представлено как междисциплинарная и прикладная отрасль знания, изучающая различные аспекты этого явления: стили лидерства, современные подходы, стратегическую роль лидера, взаимодействие с последователями, современные компетенции лидера и пути их развития. Каждая тема курса сопровождается практическим материалом для индивидуального размышления и группового обсуждения, описанием реальных примеров из бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Лидерство как личностная стратегия» являются: формирование у студентов системы представлений о психологических закономерностях развития феномена лидерства применительно к различным сферам человеческой деятельности на индивидуальном и групповом уровнях. Студентам предлагается освоить историко-теоретические знания, практически умения и навыки лидерства в области бизнеса и политики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть понятийно-терминологическим аппаратом курса.
  • Понимать сходства и различия в явлениях «менеджмент» и «лидерство», уметь видеть эти развития в практике современного управленца.
  • Знать модели источников власти, типы власти.
  • Знать факторы, влияющие на крушение лидеров и пути их преодоления в карьере лидеров (на примерах «историй успеха» лидеров).
  • Уметь интерпретировать и объяснять опыт современных лидеров политике и бизнесе.
  • Знать особенности гендерного лидерства, учитывать их при построении своей карьеры.
  • Уметь оценивать свои личностный лидерский потенциал, понимать пути саморазвития.
  • Знать классические и современные теории лидерства.
  • Уметь использовать их положения при анализе деятельности современных лидеров и их «истории успеха».
  • Уметь с их помощью интерпретировать и объяснять опыт современных лидеров политике и бизнесе.
  • Применять в процессе групповых заданий различные способы коммуникации, необходимые лидерам, во взаимодействии со своими последователями.
  • Применять способы делегирования властных полномочий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лидерство в исследованиях психологии и менеджмента.
    Определение понятия «лидерство». Подходы к лидерству в менеджменте: «индивидуальные истории успеха». Подход к лидерству в психологии: эмпирические исследования глубинных факторов. Достоинства и ограничения этих подходов. Отличие лидерства от менеджмента. Источники исследования лидерства.
  • Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе.
    Теории лидерских качеств: теории выдающейся личности. Личностные качества. Когнитивный, практический и эмоциональный интеллект и лидерство. Поведенческие подходы к лидерству: модель континуума (Р. Танненбаум, В. Шмидт), двухмерная модель участия подчиненных, управленческая решетка (Ф. Блейк, Дж. Моунтон). Ситуационный подход к исследованию лидерства: теория наименее предпочитаемого работника (Ф. Фидлер), теория ситуационного лидерства (П. Херши, К. Бланшар), теория «путь-цель» (Р. Хаус), нормативная модель принятия решений (В. Врум, П. Йеттон, А. Джаго). Теория атрибутивного лидерства: теория атрибуций (Ф. Хайдер), квалификационная модель (Г. Келли), атрибутивная модель лидерства, применительно к плохой работе подчиненных (Г. Митчелл, С. Эрлих).
  • Современные теории лидерства.
    Харизматическое лидерство: теория харизматического лидерства (Р. Хаус), теория Я-концепции (Шамир), теория атрибуции (Конгер и Канунго). Трансформационное лидерство: различия трансформационного и трансакционного лидерства. Измерения лидерства в концепции Б. Баса. Процесс трансформационного лидерства в исследованиях Тичи и Деванна. Основные стратегии эффективных лидеров (Бенис, Нанус). Инновационное лидерство. Ответственное лидерство.
  • Личностные аспекты лидерства.
    Личность и лидерство. Модели личности. Качества личности и поведение лидера. Авторитарность. Ценности и установки. Инструментальные и терминальные ценности. Влияние психологических установок на лидера. Когнитивные различия. Личность и стиль лидерства.
  • Лидерство, мотивация и делегирование властных полномочий.
    Лидерство и мотивация. Теории мотивации. Мотивирование посредством удовлетворения потребностей (А. Маслоу и К. Алдерфер). Мотивирование посредством постановки целей (Э. Лок и Г. Латхэм). Мотивирование с помощью объективности (С. Адамс). Мотивирование посредством изменения ожиданий (В. Врум). Мотивирование посредством проектирования работы. Модель расширения и обогащения работы. Модель характеристик работы Р.Хэкмана и Г. Олдхэма. Делегирование власти. Способы делегирования властных полномочий.
  • Коммуникация и лидерство.
    Способы коммуникации, применяемые лидерами. Коммуникация менеджера. Коммуникация лидера. Стратегические беседы. Лидер как мастер коммуникаций. Коммуникационные каналы. Неформальная коммуникация. Коммуникации в условиях кризиса.
  • Власть и влияние лидера.
    Модель источников власти (Дж. Френч, Б. Ривен). Лидерство как система фреймов. Власть, влияние и лидерство. Пять типов власти лидера. Реакции на применение власти. Роль подчиненного. Источники власти лидера в организации. Лидерство и власть в политике, бизнесе.
  • Гендерные аспекты лидерства.
    Исследования различий между лидерами-женщинами, лидерами – мужчинами. Объяснения различий в стилях лидерства. Основные качества лидеров-женщин и лидеров – мужчин. Факторы гендерной дискриминации: предубеждения против женщин. Дилемма «теплицы», барьер отбора. Проблема разнообразия.
  • Лидеры, терпящие крушение.
    Исследования крушения в центре творческого лидерства в США (Мак-Кол и Ломбардо). Факторы, влияющие на крушение лидеров. Потерпевшие крушение и добившиеся успеха. Современные представления о карьере и управление карьерой менеджера. Проблемы, возникающие на разных этапах карьерного развития.
  • Необходимость лидерства.
    Потребность в лидерстве как результат ролевой дифференциации в группе. Идеализация лидерства. Данные в поддержку идеализации. Критика идеализации лидерства. «Заменители» лидерства. Данные в поддержку «заменителей».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Итоговый экзамен + 0.25 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бендас Т. В. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 502с. - ISBN: 978-5-534-09205-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-liderstva-438206

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией / Бауэр М., - 3-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, 2016. - 198 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5539-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/771289
  • Лидерство / Шалунова М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5583-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/610310
  • Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Адизес И.К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 259 с.: ISBN 978-5-9614-5325-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917586
  • Развитие лидерского потенциала руководителя : монография / О.В. Евтихов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 198 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/3676. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1045282
  • Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации: Учебное пособие / Иванова С.В., Болдогоев Д., Борчанинова Э., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 279 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9614-4582-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917619
  • Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2007. - 238 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0585-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529467
  • Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 301 с.: ISBN 978-5-9614-5607-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926931