We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Marketing

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Marketing (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Makarova, Ekaterina A.


Самылина Дарья Александровна


Усов Николай Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс Маркетинг предназначен для студентов 1 курса бакалавриата. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов всех факультетов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Изучение курса должно способствовать формированию маркетингового мышления, необходимого для успешной работы в современном бизнесе. В результате освоения дисциплины студент овладеет инструментами анализа бизнес-среды, обоснования выбора и реализации маркетинговых стратегий; методиками изучения поведения потребителей; навыками анализа конкурентной среды; навыками определения и оценки бизнес-решений. В результате освоения дисциплины студент будет - знать: основные понятия, принципы и концепции современного маркетинга; особенности развития интернет-маркетинга в России; критерии сегментации потребителей товаров индивидуального пользования и производственного назначения; современные теории и концепции поведения потребителей на рынке; современные методы развития и инструменты анализа стратегического маркетинга; принципы и стратегии реализации товарной и ценовой политике компании; современные технологии продаж; принципы организации отдела маркетинга; принципы и методы построения бренда организации; основные принципы развития маркетинга территории; - уметь: анализировать конкурентную среду отрасли, положение предприятия на рынке; использовать современные концепции в исследовании потребительского поведения; разрабатывать маркетинговую стратегию организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта; формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности предприятия; использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга; системно анализировать конкретные маркетинговые ситуации; - владеть: навыками самостоятельной аналитической, проектной и исследовательской деятельности, характерные для маркетинговой деятельности; навыками продвижения продукта на рынке; навыками разработки рекламной концепции продукта; навыками анализа поведения потребителей; навыками поиска и оценки новых рыночных возможностей и бизнес-идеи. Изучение курса «Маркетинг» базируется на следующих дисциплинах: Социология, Психология, Теория и история менеджмента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Маркетинг» является формирование у студентов знаний, навыков и компетенций, необходимых для организации деятельности предприятия, направленной на решение задач по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, наилучшим образом отвечающим потребностям клиентов и потенциальных покупателей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: основные понятия, принципы и концепции современного маркетинга; уметь: формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности предприятия;
  • уметь: использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга; владеть: навыками самостоятельной аналитической, проектной и исследовательской деятельности, характерные для маркетинговой деятельности;
  • знать: критерии сегментации потребителей товаров индивидуального пользования и производственного назначения;
  • знать:современные теории и концепции поведения потребителей на рынке; уметь: использовать современные концепции в исследовании потребительского поведения; владеть: навыками анализа поведения потребителей;
  • знать: современные методы развития и инструменты анализа стратегического маркетинга; уметь: анализировать конкурентную среду отрасли, положение предприятия на рынке;
  • знать: современные методы развития и инструменты анализа стратегического маркетинга; уметь: разрабатывать маркетинговую стратегию организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности предприятия; владеть: навыками поиска и оценки новых рыночных возможностей и бизнес-идеи.
  • знать: принципы и стратегии реализации товарной и ценовой политике компании; современные технологии продаж; уметь: формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности предприятия;
  • уметь: анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта; владеть: навыками продвижения продукта на рынке; навыками разработки рекламной концепции продукта;
  • знать: особенности развития интернет-маркетинга в России; уметь: анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта; владеть: навыками продвижения продукта на рынке;
  • знать: принципы и методы построения бренда организации; уметь: анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Маркетинговая концепция развития предприятия: вызовы современности
    Суть и содержание понятия «маркетинг». Основные функции маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности, ее основные принципы. Структура современного маркетинга. Изменения в маркетинговой концепции развития предприятия. Новые направления в маркетинговой политике
  • Современные маркетинговые исследования
    Основные цели маркетинговых исследований. Организация маркетингового исследования. Объек¬ты и субъекты маркетинговых исследований. Методы маркетингового исследования. Этапы маркетингового исследования. Виды информации и методы ее сбора. Шкалы измерений. Анализ данных. Подготовка отчета и презентации
  • Сегментирование, таргетирование, позиционирование
    Современная теория потребностей. Сегментация рынка: цель и механизм осуществления. Принципы, цели и задачи рыночной сегментации и позиционирования компании на рынках В2В, В2С, С2С
  • Поведение потребителей на рынках В2В, B2C и С2С
    Особенности деятельности компании на рынке В2В. Классификация потребителей и основные характеристики покупателя. Мотивация потребителя и факторы, влияющие на покупательское поведение. Процесс выбора товара потребителем и принятия решения о покупке
  • Аналитические инструменты маркетинга
    SWOT-анализ. PEST-анализ. Матрица БКГ. Матрица Маккензи. Матрица Ансоффа. Матрица внешних приобретений. Продуктово-рыночная матрица. Анализ 5 сил Портера
  • Маркетинговые стратегии в современной конкурентной среде
    Стратегический процесс. Конкурентоспособность как основа стратегии маркетинга. Виды стратегий: базовые стратегии М. Портера, стратегии роста, конкурентные стратегии. Анализ отрасли, конкурентов, конкурентных преимуществ. Бенчмаркинг. Маркетинговые войны
  • Маркетинг-микс: товарная политика, ценовая политика, современные технологии продаж
    Понятие товара в системе маркетинга. Подходы к классификации товаров и услуг. Классификация това¬ров по назначению, срокам и характеру изготовления и потребле¬ния. Качество и конкурентоспособность товара. Жизненный цикл товара. Маркетинг новой продукции. Структура и виды цен. Ценовая политика. Факторы ценообразования. Спрос как фактор ценообразования. Ценовая эластичность спроса. Цены и потребительское качество. Стратегии фирм, связанные с реализацией нового продукта. Стратегии ценообразования. Методы ценообразования, ориентированные на спрос. Сущность и функции товародвижения и сбыта. Каналы сбыта: виды, выбор, построение и управление. Логистика. Маркетинг закупок. Маркетинг продаж. Типовые варианты построения отделов продаж. Многоуровневой маркетинг. Трейд-маркетинг. Система CRM.
  • Маркетинг-микс: традиционные и новые маркетинговые коммуникации, специфические особенности политики продвижения
    Планирование маркетинговых коммуникаций. Реклама. PR в системе маркетинговых коммуникаций. Личные продажи. Прямой маркетинг. Особенности стимулирования сбыта и перспективы развития рекламы в Интернете
  • Интернет-маркетинг
    Особенности стимулирования сбыта и перспективы развития рекламы в Интернете. Интернет-маркетинг территорий. Инструменты Интернет-маркетинга. Формы монетизации интернет-проектов. Анализ и выбор показателей эффективности разных видов в Интернете
  • Брендинг
    Понятие бренда. Соотношение понятий бренд, торговая марка, товарный знак. Идентичность бренда. Содержание бренда как коммуникационный процесс. Символы потребления. Отношение потребителя и бренда. Бренд на рынках B2C и B2B, значимость бренда для различных типов рынков. Отличия бренда от товарной марки и товарного знака. Понятие «ценности» бренда. Классификация брендов. Жизненный цикл бренда. История развития брендинга. Упаковка как элемент брендинга. Нейминг. Защита интеллектуальной собственности. Эмоциональные и рациональные преимущества бренда. Лояльность бренду. Марочный капитал. Управление брендом в Интернете
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
    Аудиторная активность представляет собой ответы студентов на семинарских занятиях и своевременное выполнение ими заданий. В случае несвоевременного выполнения задания без уважительной причины работу можно сдать в течение 2 недель, оценка снижается на 1 балл.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная письменная работа (120 мин.) представляет собой ответы на тест из 50 вопросов.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя письменная работа представляет собой проблемное задание творческого характера. Работа может выполняться индивидуально или в группе не более 3 человек. Результатом является отчет не более 10 тыс. знаков и презентация (10-15 слайдов, 5-7 мин.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная активность + 0.3 * Домашняя работа + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Божук С. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-08764-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-434563
  • Домнин В. Н. - БРЕНДИНГ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 411с. - ISBN: 978-5-534-02980-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/brending-450648
  • Кирьянова Л.Г. - МАРКЕТИНГ И БРЕНДИНГ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ. Учебное пособие для магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 264с. - ISBN: 978-5-9916-9266-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketing-i-brending-turistskih-destinaciy-414353
  • Короткова Т. Л. - УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 242с. - ISBN: 978-5-534-08200-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-marketingom-438047
  • Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 15-е изд. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 848 с. - ISBN 978-5-4461-0422-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/340124/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Под общ. ред. Жильцовой О.Н. - ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 301с. - ISBN: 978-5-534-04238-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/internet-marketing-450115
  • Под ред. Липсица И.В., Ойнер О.К. - МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 379с. - ISBN: 978-5-534-01165-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketing-menedzhment-450381

Рекомендуемая дополнительная литература

  • , Пашкус Н. А. [и др.] - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 225с. - ISBN: 978-5-534-00742-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-marketing-451203
  • (HBR) Коллектив авторов - Стратегический маркетинг - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961443325 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8928
  • Вирин Ф. - Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - 288с. - ISBN: 978-5-699-54355-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62186
  • Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 570 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3225-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/425174 (дата обращения: 20.08.2020).
  • Годин А.М. - Брендинг: учебное пособие - Издательство "Дашков и К" - 2016 - 184с. - ISBN: 978-5-394-02629-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93371
  • Данько Т. П. - УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 521с. - ISBN: 978-5-534-01588-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-marketingom-450105
  • Домнин В.Н. - БРЕНДИНГ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 411с. - ISBN: 978-5-9916-6187-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/brending-387852
  • Заррелла Д. - Интернет-маркетинг по науке. Что, где и когда делать для получения максимального эффекта - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 192с. - ISBN: 978-5-00057-122-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62108
  • Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Шарков Ф.И. - М.:Дашков и К, 2018. - 324 с.: ISBN 978-5-394-00792-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/342869
  • Интегрированные маркетинговые коммуникации/Архангельская И.Б., МезинаЛ.Г., Архангельская А.С. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 171 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01485-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/517067
  • Карасев А. П. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-05957-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-433505
  • Кокрум Дж. - Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 382с. - ISBN: 978-5-91657-816-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62174
  • Короткова Т. Л. - УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 242с. - ISBN: 978-5-534-08200-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-marketingom-453234
  • Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика : монография / Т.Е. Никитина, К.А. Смирнова ; науч. ред. К.А. Смирнов. — М. : ИНФРА-М, 2017. – 166 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/750758
  • Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер: Учебное пособие / Котлер Ф., Виноградов А.П., Чех А.А., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 211 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9614-5717-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851120
  • Никулина Н.Н. и др. - Инновационные технологии в маркетинге - Русайнс - 2020 - 426с. - ISBN: 978-5-4365-2746-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936699
  • Ойнер О. К. - УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ МАРКЕТИНГА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 350с. - ISBN: 978-5-534-04642-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-rezultativnostyu-marketinga-449862
  • Поведение потребителей : учеб. пособие / Л.С. Драганчук. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/949261
  • Поведение потребителей / Дубровин И.А., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 310 с.: ISBN 978-5!394-01475-8
  • Поведение потребителей / Меликян О.М., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 280 с.: ISBN 978-5-394-01043-9
  • Под общ. ред. Карповой С.В., Мхитаряна С.В. - МАРКЕТИНГ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 404с. - ISBN: 978-5-9916-9070-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketing-v-otraslyah-i-sferah-deyatelnosti-433737
  • под общей редакцией С. В. Карповой, Д. В. Тюрина - Управление маркетингом: учебник и практикум для бакалавров - Издательство "Дашков и К" - 2017 - 366с. - ISBN: 978-5-394-02790-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/103724
  • Реброва Н. П. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 186с. - ISBN: 978-5-9916-9092-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-marketing-452438
  • Твердохлебова М.Д. - Интернет-маркетинг. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 190с. - ISBN: 978-5-406-07832-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934062
  • Теория и практика социокультурного брендинга. Ценностные аспекты создания брендов в социальной сфере/Е.А.Осипова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 156 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-103661-7 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/523512
  • Ткаченко, Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / Н.В. Ткаченко, О.Н. Ткаченко ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01568-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028594
  • Ф.Котлер - Десять смертных грехов маркетинга - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961423914 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/200
  • Чумиков А.Н. - Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 159с. - ISBN: 978-5-7567-0819-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97267
  • Шарков Ф.И. - Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учебное пособие - Издательство "Дашков и К" - 2016 - 324с. - ISBN: 978-5-394-00792-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93300