We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Organizational Psychology (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Vasilyeva, Elena N.


Курагина Мария Федоровна


Priporova, Elena

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины “Психология” являются формирование у студентов системы представлений об особенностях взаимосвязи становления и развития личности и социальной группы. Студенты ознакомятся с общими психологическими закономерностями познавательной деятельности и общения, сформируют базу для практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций в профессиональной практике и деловом общении в сфере информационных технологий. При изучении дисциплины студенты также смогут лучше узнать себя и научиться эффективно взаимодействовать.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системы представлений об особенностях взаимосвязи становления и развития личности и социальной группы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует и определяет понятия раздела "Личность в социальном мире"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Общение, социальное познание.
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Основные аспекты коммуникативного процесса"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Взаимодействие как общение"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Саморегуляция личности и профессиональное выгорание в сфере"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Динамика социальной группы"
  • Формулирует и определяет понятия раздела Принятие решений в группах"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Лидерство в группе"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Личность в социальном мире
    Место психологии в системе научного знания. Специфика психологического подхода к изучению реальности. Социальный контекст.
  • Общение, социальное познание.
    Понятие общения. Особенности общения в современном мире и ИТ. Воздействие в процессе общения. Понятие эффективного и профессионального слушания. Содержание, цели и средства общения. ИТ как средство общения людей в современном мире. Формы, функции, виды и уровни общения.
  • Основные аспекты коммуникативного процесса.
    Изменение информации в процессе коммуникации. Коммуникативная дуга как этапы движения информации от реципиента к коммуникатору. Обратная связь Функции и типы обратной связи в коммуникации. Правила эффективной обратной связи для реципиента и коммуникатора. Коммуникативные барьеры и их типы.
  • Взаимодействие как общение.
    Сущность интеракции. Теории интеракции. Проблема совместимости в общении в сфере ИТ. Стратегии взаимодействия личности и их связь с ценностями личности.
  • Саморегуляция личности и профессиональное выгорание в сфере.
    Возможности управления человеком своим состоянием и поступками. Самоконтроль, самоанализ, самооценка, самовнушение, самодисциплина. Проблема профессионального выгорания. Саморегуляция как способ снижения утомляемости, напряжения, изменения мотивов деятельности и т д. Саморегуляция как метод профилактики профессионального выгорания.
  • Динамика социальной группы.
    Динамические процессы в социальной группе. Проблема развития. Модели развития групп. Идея коллектива А.С.Макаренко. Стадии развития коллектива, по А.С.Макаренко.
  • Принятие решений в группах.
    Особенности принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Принятие решений в группе. Плюсы и минусы группового принятия решения. Социально-психологический климат группы.
  • Лидерство в группе.
    Лидерство и руководство как динамические процессы в группе. Сходство и различие понятий лидерства и руководства. Авторитет, виды авторитета. Социологические теории лидерства. Психологические теории лидерства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 192 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/766784

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная психология общения : монография / под общ. ред. А.Л. Свенцицкого. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 256 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/21151. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961435