We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economic Statistics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors


Демидова Лариса Николаевна


Кочкарева Анастасия Алексеевна


Nikolaeva, Tatiana


Emma, Konstantin Y.

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Экономическая статистика» направлена на формирование у студентов базовых навыков работы с данными и компетенций по их обработке. В рамках дисциплины рассматриваются основные направления применения статистических методов для анализа как отдельных процессов в деятельности компании, так и оценки общей результативности компании и экономики в целом; изучаются основные методы систематизации, обработки и анализа статистических данных, включающих описательные методы анализа данных и вероятностно-статистический подход. В рамках дисциплины студенты учатся оперировать статистическими категориями, применять статистические методы исследования социально-экономических явлений, анализировать и формулировать выводы по результатам анализа. Студенты имеют возможность исследовать современные социально-экономические явления, применяя статистические методы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины состоит в формировании у студентов практических навыков применения статистических методов при подготовке управленческих решений и способностей по формированию массивов данных на основе первичных и вторичных источников, а также организации статистического процесса от постановки гипотезы до получения выводов с учетом возможностей и ограничений каждого метода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные понятия и методы сбора, систематизации и анализа статистических данных
  • знать принципы и методы организации статистического наблюдения, основные статистические категории
  • знать основные подходы к анализу данных и выявлению закономерностей с использованием описательных и вероятностно-статистических методов
  • иметь представление об основных источниках статистической информации, о возможностях применения изученных в курсе статистических методов, об использовании статистических показателей в конкретных исследованиях
  • владеть навыками использования пакетов прикладных программ для решения управленческих задач с использованием статистических методов
  • уметь осуществлять визуализацию данных, строить диаграммы, таблицы, дашборды
  • уметь интерпретировать результаты статистического анализа и применять их для решения управленческих задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предприятие в системе статистического изучения (4 ак.ч.)
  • Тема 2. Статистическое наблюдение (4 ак.ч.)
  • Тема 3. Статистические показатели. Средние величины (4 ак.ч.)
  • Тема 4. Вариационные ряды. Показатели вариации (4 ак.ч.)
  • Тема 5. Использование первичных источников данных и методы сбора статистической информации (4 ак.ч.)
  • Тема 6. Основы корреляционно-регрессионного анализа (4 ак.ч.)
  • Тема 7. Анализ рядов динамики (4 ак.ч.)
  • Тема 8. Индексный метод (2 ак.ч.)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальный тест 1
  • неблокирующий Индивидуальная контрольная работа 1
    Контрольные работы выполняются на семинарских занятиях и включают задания по теме семинара для проверки степени освоения студентом материала как предыдущих занятий, так и текущего занятия. Индивидуальные контрольные работы оцениваются по критерию корректности выбора и правильности применения конкретного метода статистического анализа, а также аргументированности и обоснованности выводов, полученных в результате проведенного анализа. Данные элементы контроля выполняются на листах бумаги с напечатанным заданием, выданных преподавателем. Студентам не разрешается использовать собственную бумагу, передавать листы друг другу, а в случаях, если выдано несколько скрепленных друг с другом листов – разделять их. В ходе проведения элементов контроля студентам не разрешается пользоваться никакими источниками информации и устройствами за исключением обычного калькулятора, любые другие источники информации и устройства запрещается не только использовать, но и иметь при себе на рабочем месте. Разрешается использовать только свой собственный калькулятор и письменные принадлежности. Все остальные вещи перед началом проведения элемента контроля студенты оставляют в аудитории в указанном преподавателем месте. Контрольные работы проводятся во время часов контактной работы в соответствии с расписанием занятий. О сроках проведения контрольных работстуденты информируются преподавателем заблаговременно, не позднее недели, предшествующей написанию соответствующей работы. Контрольные работы не переписываются. Студентам, пропустившим контрольные работы по уважительной причине, предоставляется возможность их написания в более поздние сроки (как правило, не позднее последней учебной недели модуля, в котором проводилась пропущенная студентом работа). При пропуске контрольной работы без уважительной причины для целей дальнейших вычислений за данную работу используется оценка 0 баллов.
  • неблокирующий Группой проект
    Групповой проект выполняется командой из 4-5 студентов в формате домашней работы. Задание по групповому проекту студенты получают заранее на Лекции 2, выполняют в течение изучения дисциплины и презентуют на последнем семинаре очно и/или в формате видео-презентации (формат презентации результатов устанавливается преподавателем). По результатам презентации и обратной связи от преподавателя студенты финализируют отчет по групповому проекту и сдают его преподавателю в сроки, установленные преподавателем (не позднее последнего учебного дня 4 модуля). Групповой проект включает в себя работу с массивами необработанных данных (raw data) с применением основных групп статистических методов, изученных в рамках дисциплины. Массив данных формируется и подготавливается студентами самостоятельно, содержит не менее 100 единиц совокупности и 5 переменных, может быть сгенерирован любым методом или взят из открытых источников. Презентация включает в себя постановку управленческой/исследовательской проблемы, описание данных, описание процесса обработки данных со спецификацией методов их обработки, а также представление результатов и их интерпретации. Отчет по групповому проекту содержит введение, основную часть и выводы. Обязательными элементами отчета являются: постановка управленческой/исследовательской проблемы, описание данных, описание процесса обработки данных со спецификацией методов их обработки, а также представление результатов и их интерпретации. Дополнительно к отчету прикладывается файл Excel, в котором содержится массив данных и основные расчеты. Основными критериями оценивания группового проекта являются: корректность постановки проблемы, правильность выбора методов анализа для проверки сформулированных гипотез, правильность и аккуратность расчетов, качество выводов, сформированных на основе полученных результатов, аккуратность в оформлении отчета. Итоговая оценка за групповой проект выставляется в пропорции 50% за презентацию и 50% за отчет. Оценка за групповой проект выставляется одинаковая всем членам группы, за исключением случаев, когда от группы получено письменное заявление об отсутствии вклада одного или нескольких членов группы в выполнение проекта. Заявление должно быть направлено преподавателю семинаров в срок не позднее 10 дней до даты презентации проекта. Сроки сдачи отчета и презентации объявляются преподавателем заранее, в случае нарушения сроков сдачи отчета и/или презентации данный элемент группового проекта оценивается в 0 баллов. Если один из членов группы не смог принять участие в презентации группового проекта по уважительной причине (болезни, подтвержденной медицинской справкой), преподаватель может назначить индивидуальную презентацию проекта в очном или дистанционном формате.
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Индивидуальный тест 2
    Индивидуальные тесты выполняются онлайн в рамках лекционных занятий и включают 8 вопросов с вариантами ответов и 2 открытых вопроса; тесты оценивают владение студентом материалом, изученным на предыдущих занятиях. Индивидуальные тексты оцениваются по критерию правильности выбранных ответов. Каждый вопрос с вариантом ответа оценивается в 1 балл, открытые вопросы оцениваются в 1 балл при условии правильных ответов на все вопросы с вариантами ответов.
  • неблокирующий Индивидуальная контрольная работа 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Группой проект + 0.2 * Индивидуальная контрольная работа 1 + 0.05 * Индивидуальный тест 2 + 0.3 * Экзамен + 0.05 * Индивидуальный тест 1 + 0.2 * Индивидуальная контрольная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Елисеевой И.И. - БИЗНЕС-СТАТИСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 444с. - ISBN: 978-5-534-14822-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biznes-statistika-481975

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ данных в MS Excel : основные сведения о MS Excel, статистические таблицы и графики, статистические функции, пакет анализа (анализ данных) : учеб. пособие для вузов, Мхитарян, В. С., 2018
  • Статистика : учебник для бакалавров, Мхитарян, В. С., 2013
  • Теория статистики : учебник для вузов, Громыко, Г. Л., 2014

Авторы

  • Веселова Анна Сергеевна