We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Business Etiquette

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Public Administration (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассматривает деловой этикет как демонстрируемый уровень этики бизнеса. Акцент сделан на устных и письменных формах коммуникации, а также на ключевых поведенческих моделях, применяемых в типичных деловых ситуациях, которые выражают представления людей об этичности. Студентам предлагается курс, сочетающий теорию и практику делового этикета по трем основным направлениям – письмо, устная речь и поведение:•письмо (этикетные принципы деловой переписки; анатомия официальных писем; формальные языковые модели и связанные с ними грамматические, лексические и графические трудности)•устная речь (речевое поведение и этикетные формулы для основных ситуаций – приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба и др.; small talk; этикет телефонного разговора)•поведение (этикет первой встречи; церемониальный этикет – приглашение, состав участников встречи, выбор времени и места, транспорт, устный перевод, прием пищи и т. д.; протокол флага).Курс обобщает лучшие мировые практики делового этикета, дополненные элементами государственного протокола. Рекомендуется для студентов, желающих улучшить свои коммуникативные навыки и получить новые знания, востребованные в различных профессиональных областях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать обоснованные суждения о роли этикета в современном бизнесе; применить на практике (в письменной и устной речи и деловых поведенческих моделях) нормы, регламентирующие типичные коммуникативные ситуации; развить навыки эффективного вербального и невербального общения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты составляют деловые тексты, используя сочетание официального и информационного стилей; оценивают качество официальной переписки одногруппников; используют изученные языковые модели; избегают типичных грамматических и лексических проблем деловой переписки.
  • Студенты применяют речевые клише, соответствующие определенной этикетной ситуации; инициируют и принимают участие в small talk; демонстрируют эффективную бизнес-коммуникацию по телефону.
  • Студенты применяют правила церемониального этикета в различных деловых ситуациях; различают коды на визитных карточках; разрабатывают официальные и неофициальные программы деловых встреч.
  • Студенты составляют тексты деловых писем, используя сочетание официального и информационного стилей; оценивают качество официальной переписки одногруппников; используют изученные языковые модели; избегают типичных грамматических и лексических проблем деловой переписки.
  • Студенты применяют речевые клише, соответствующие определенной этикетной ситуации; инициируют и принимают участие в small talk; демонстрируют эффективную деловую коммуникацию по телефону.
  • Студенты применяют на практике правила церемониального этикета в различных деловых ситуациях; различают коды на визитных карточках; разрабатывают официальные и неофициальные программы деловых встреч.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Этикет деловой переписки
  • 2. Речевой этикет
  • 3. Поведенческий этикет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Участие в дискуссиях (вопросы и ответы), высказывание обоснованных мнений, представление результатов групповых обсуждений.
  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий Мини-тест
    Тест из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов, проводимый в начале каждого занятия на основе пройденного материала.
  • неблокирующий Деловая ситуация
    Студенты работают в мини-группах. Каждая группа описывает реальную ситуацию в бизнесе (например, приглашение представителя иностранной компании посетить офис и провести переговоры) и готовит короткую презентацию (максимум 10 минут) для разбора в аудитории. В качестве альтернативы студенты могут записать видео и воспроизвести его в классе. Домашнее задание представлено на предпоследнем семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.25 * Деловая ситуация + 0.25 * Итоговый тест + 0.25 * Мини-тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вуд, Д. Дипломатический церемониал и протокол : справочник / Д. Вуд, Ж. Серре , перевод с английского Ю. П. Клюкина [и др.]. — 2-е изд. — Москва : Международные отношения, 2019. — 384 с. — ISBN 978-5-7133-1636-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142943 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 348 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-018532-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2008759

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Виртуоз телефонного общения - 978-5-94193-884-1 - Рыбкин И., Ханевская Л. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/370423 - 370423 - iBOOKS
  • Егоров, В. П. Дипломатический протокол и этикет / В. П. Егоров, А. В. Слиньков. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 208 с. — ISBN 978-5-507-48087-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/341135 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Колышкина, Т. Б.  Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство : учебное пособие для вузов / Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 145 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14216-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513409 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Иванова Екатерина Алексеевна
  • Белохлебова Наталья Александровна