We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar “Modern Schools and Trends in Linguistics

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors


Мошняга Елена Викторовна

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины предполагается ознакомление студентов с основными тенденциями, определяющими развитие лингвистики в XXI в., и научными направлениями, складывающимися под их действием. Основное внимание уделяется проблемам междисциплинарного взаимодействия и возникновения интегративных исследовательских направлений на стыке лингвистики и психологии, социальных и естественных наук. Рассматриваются возможности лингвистики как средства решения актуальных общественно значимых задач. Изучается роль лингвистических школ в развитии и популяризации научного знания на современном этапе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными тенденциями в развитии современной лингвистики и сформировавшимися под их влиянием новыми направлениями исследований, датируемых XXI в.
  • оказание помощи с выбором направления исследований в рамках выпускной квалификационной работы
  • формирование представлений о возможностях междисциплинарного взаимодействия при проведении лингвистического исследования
  • формирование представлений о роли лингвистики в решении актуальных социальных проблем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками отбора и критического анализа научной литературы по проблематике исследований научных школ
  • Понимать принцип системности в организации языка и системного подхода при проведении лингвистических исследований; Знать особенности междисциплинарного подхода к проведению лингвистического исследования, уметь выстраивать исследовательский вектор с учетом приоритетности лингвистики Знать виды междисциплинарности (концептуальный и инструментальный) Понимать роль лингвистики в современном обществе, видеть возможность участия лингвистики в решении актуальных социальных задач
  • знать особенности современных направлений, интегрирующих психологическое и лингвистическое знание; понимать принципы организации исследований в рамках данной парадигмы; уметь выстраивать психолого-лингвистическую перспективу учетом приоритетности лингвистики; уметь проводить собственные микроисследования в рамках соответствующего проблемного поля
  • знать возможности лингвистики в решении актуальных социальных задач; понимать ответственность лингвистики за достоверность предоставляемого ей знания, критически относиться к попыткам возвеличивания или принижения того или иного языка; понимать роль эксперта-лингвиста в оценке негативных социальных явлений (диффамация, присвоение интеллектуальной собственности, межэтнические конфликты и т.п.)
  • иметь представление о возможности интеграции лингвистики и естественных наук с учетом специфики соответствующих сфер знания; уметь оценивать эвристический потенциал естественнонаучных концепций для лингвистики; критически оценивать терминологические интервенции естественных наук в лингвистику
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1: Основные принципы и векторы развития современной лингвистики
  • РАЗДЕЛ 2: Лингвистика и психология
  • РАЗДЕЛ 4: Лингвистика и естественные науки
    Некоторые темы могут выноситься на самостоятельное изучение при условии обеспечения студентов необходимыми материалами
  • РАЗДЕЛ 3: Лингвистика и социальные науки
    Некоторые из указанных направлений могут выноситься на самостоятельное изучение с условием обеспечения студентов необходимыми материалами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект (практический)
    В конце первого модуля (или в начале второго, на усмотрение преподавателя) студентам будет предложено выполнить групповой проект на практически направленную тему. Критерии оценивания обозначаются преподавателем в зависимости от предложенной группы тем.
  • неблокирующий Активность
    В оценивание активности входит присутствие студента на занятии и его участие в обсуждениях на семинаре. Присутствовал, участвовал: 1 балл из 1 балла максимум. Присутствовал, не участвовал: 0,4 балла из 1 балла максимум. Не присутствовал: 0 баллов из 1 балла максимум. Пример расчёта оценки. При общем количестве, например, в 14 семинаров, студент может набрать максимум 14 баллов. Если он присутствовал и отвечал на 10 парах, на 3 присутствовал без ответа и не был на 1 паре, оценка рассчитывается следующим образом по математической пропорции: – присутствовал, отвечал: 1 балл * 10 раз = 10 баллов активности – присутствовал, не отвечал: 0,4 балла * 3 раза = 1,2 балла активности – не присутствовал: 0 баллов * 1 раз = 0 баллов. Всего студент набрал 11,2 балла активности из 14 возможных. 14 возможных баллов активности = 10 баллов в итоге 11,2 набранных балла активности = Х отметка студента по активности Х = ( 11,2 * 10 ) / 14 = 8 баллов. Итоговая оценка студента по активности – 8 баллов из 10. Округление до единицы осуществляется строго от 0,6 и выше. Меньше 0,6 округляется в меньшую сторону. Таким образом, 7,56 – итог 7, а 7,6 и выше – итог 8.
  • неблокирующий Тесты / Домашние задания
    Содержание тестов и/или домашнего задания определяется преподавателем, проводится минимум три единицы на оценивание. Возможность пересдачи ввиду болезни или иной уважительной причины определяется преподавателем, срок не позже 2 недель до сессии второго модуля.
  • неблокирующий Обзор
    Студентам будут предложены темы для написания обзора по трём статьям датировки 2021-2024 гг.. Обзор может быть написан как индивидуально, так и в группах до 6 студентов. Объём статей с трёх увеличивается на одну с каждым последующим студентом.
  • неблокирующий Проект (теоретический)
    В конце второго модуля студентам будет предложено подготовить групповой проект теоретического характера о направлениях лингвистики, не изученных в рамках курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность + 0.2 * Обзор + 0.2 * Проект (практический) + 0.2 * Проект (теоретический) + 0.2 * Тесты / Домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A dictionary of sociolinguistics, Swann, J., 2004
  • An introduction to sociolinguistics : society and identity, Deckert, S. K., 2011
  • An introduction to sociolinguistics, Holmes, J., 2017
  • Discovering sociolinguistics: from theory to practice, Smakman, D., 2018
  • Hemlin, S., Allwood, C. M., & Martin, B. R. (2004). Creative Knowledge Environments : The Influences on Creativity in Research and Innovation. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114767
  • Interdisciplinarity : reconfigurations of the social and natural sciences, , 2013
  • Language in society : an introduction to sociolinguistics, Romaine, S., 2000
  • Narrative theory. Vol.4: Interdisciplinarity, , 2004
  • Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
  • Robert Blackwood, & John Macalister. (2019). Multilingual Memories : Monuments, Museums and the Linguistic Landscape. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2230136
  • Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412
  • Sawyer, R. K. (2012). Explaining Creativity : The Science of Human Innovation (Vol. 2nd ed). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=433909
  • Schmitz, U. (2018). Media Linguistic Landscapes. https://doi.org/10.21248/JFML.2018.5
  • Sociolinguistics : theoretical debates, , 2016
  • The Oxford handbook of interdisciplinarity, , 2010
  • Undisciplining knowledge : interdisciplinarity in the twentieth century, Graff, H. J., 2015
  • Uzzi, B., & Spiro, J. (2005). Collaboration and Creativity: The Small World Problem. American Journal of Sociology, 111(2), 447–504. https://doi.org/10.1086/432782
  • Veale, T. (2012). Exploding The Creativity Myth : The Computational Foundations of Linguistic Creativity. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494648
  • Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239
  • Гендерная лингвистика : монография. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 380 с. — ISBN 978-5-9765-3852-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114371 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Савельева, Л. В.  Лингвоэкология : учебник для вузов / Л. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08266-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474612 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Meaning and linguistic variation : the third wave in sociolinguistics, Eckert, P., 2018
  • Sociolinguistics : the study of speaker's choices, Coulmas, F., 2013

Авторы

  • Цыгунова Мария Михайловна
  • Нагорная Александра Викторовна