We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The English Language in the Modern World

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматриваются вопросы о месте и роли английского языка в современном мире. Мы обсудим понятия Global English, International English, English as Lingua Franca, познакомимся с региональными вариантами английского языка; проанализируем, как влияет глобальный английский на другие языки и как оценивается это влияние; постараемся понять, почему сегодня говорят, что английский язык больше не принадлежит только его «носителям», а термин «стандартный» английский считается некорректным. Будут рассмотрены тенденции, определяющие развитие самого английского языка и факторы, влияющие на эти изменения. Почему меняется система английских местоимений? Что такое singular they? Какие новые суффиксы появились в английском языке? Почему использование слова English во множественном числе не является ошибкой? Курс поможет найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с динамикой словарного состава и коммуникативных норм английского языка, и сформировать базовые навыки планирования и проведения собственного научного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основами грамматического строя, социолингвистическим статусом и особенностями функционирования английского языка в современном мире
  • Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • характеризует типологические особенности и особенности грамматического строя современного английского языка
  • обладает навыками планирования и проведения научного исследования, оформляет его результаты в форме письменного текста и устной презентации
  • характеризует особенности региональной дифференциации английского языка, описывает функции английского языка в локальных коммуникативных пространствах
  • описывает влияние англицизмов на русский язык
  • показывает влияние идеологии на развитие языка, иллюстрирует англоязычными примерами явления политической корректности и инклюзивности
  • Описывает причины и предпосылки становления английского языка как глобального, анализирует влияние глобального английского на другие языки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наука и научные исследования.
  • Типологические особенности и грамматический строй современного английского языка.
  • Становление английского языка как глобального.
  • Региональная дифференциация английского языка
  • Английский язык в странах Расширяющегося круга.
  • Тенденции развития английского языка, связанные с современными социальными процессами.
  • Планирование и проведение научного исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум
    В ходе реализации дисциплины в качестве формы текущего контроля планируется два коллоквиума. В 1 модуле коллоквиум проводится в форме дебатов, связанных с оценкой влияния глобального английского на другие языки, высказывания различных точек зрения, аргументированных с помощью знаний, полученных на занятиях и в ходе изучения научной литературы. Коллоквиум во 2 модуле предусматривает групповое обсуждение докладов по результатам исследовательских проектов.
  • неблокирующий Эссе
    Во втором модуле в качестве одной из форм текущего контроля предусмотрено написание акажемического эссе по материалу курса. Тему эссе студенты выбирают из списка, предложенного преподавателем, либо инициируют сами и согласуют с преподавателем.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация результатов исследовательского проекта, выполняемого группой из 3-4 студентов. Тему исследования может быть предложена преподавателем или выбрана студентами и согласована с преподавателем.
  • неблокирующий Устный опрос
    Беседа с преподавателем по пройденному материалу в форме вопросов и ответов. Проводится в аудитории во время семинарских занятий. В расчет оценки, которая будет учитываться п данному элементу текущего контроля при расчете итоговой оценки по дисциплине, идет среднее арифметическое от суммы полученных в текущем модуле баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Презентация + 0.3 * Эссе + 0.1 * Устный опрос + 0.2 * Коллоквиум
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуревич В.В. - Теоретическая грамматика английского языка. Cравнительная типология английского и русского языков: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-422-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109537
  • Прошина, З. Г. Контактная вариантология английского языка : Проблемы теории. World Englishes Paradigm : учебное пособие / З. Г. Прошина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 208 с. — ISBN 978-5-9765-2694-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92743 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • составитель Н. П. Перфильева - Подготовка и редактирование научного текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2127-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74632
  • Афанасьев, В. В.  Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472343 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Багана, Ж. Контактная лингвистика : Взаимодействие языков и билингвизм : монография / Ж. Багана, Е. В. Хапилина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 126 с. — ISBN 978-5-9765-0958-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/84281 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кузьмина, Н. А. Активные процессы в русском языке и коммуникации новейшего времени : учебное пособие / Н. А. Кузьмина, Е. А. Абросимова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 256 с. — ISBN 978-5-9765-1423-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74618 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Маркова, Т. С., Аббревиатуры-англицизмы в мегаполе менеджмента (на материале современного немецкого языка) : монография / Т. С. Маркова. — Москва : Русайнс, 2019. — 104 с. — ISBN 978-5-4365-3480-0. — URL: https://book.ru/book/933797 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Скачкова, И. И. (2015). Языковая политика и языковое планирование: определение понятий ; Language policy and language planning: definition of the notions.

Авторы

  • Гриценко Елена Сергеевна