We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociocultural Aspects of Teaching Languages

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Чиграй Юлия Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является вооружение студентов знаниями о современных проблемах меняющегося мира относительно культурных особенностей общества и народа, говорящего на другом языке. Акцентом курса будет являться вовлечение студентов – будущих преподавателей, в изучение и групповое и индивидуальное исследование аспектов относительно вопросов преподавания иностранных языков и культур. Оцениваться в рамках курсах будут умения рефлексии и умения делать самостоятельные выводы в рамках изучаемого материала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с ролью развития социокультурной компетенции в процессе формирования иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции в обучении иностранным языкам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выявляет конкретные проблемы, влияющие на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов, обучения иностранным языкам, критически анализирует и предлагает пути/способы их преодоления
  • преодолевает влияние стереотипов и осуществляет межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
  • выявляет и анализирует мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, а также процессы, происходящие в обществе
  • осуществляет деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
  • моделирует возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
  • применяет систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях
  • осуществляет поиск, критический анализ и синтез информации, применяет системный подход для решения поставленных задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели и задачи развития социокультурной компетенции в изучении иностранных языков
  • Структура и содержание социокультурной компетенции
  • Межкультурная компетенция
  • Формирование и развитие социокультурной и межкультурной компетенций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос
    Беседа с преподавателем по пройденному материалу в форме вопросов и ответов. Проводится в аудитории во время семинарских занятий. В расчет оценки, которая будет учитываться по данному элементу текущего контроля при расчете итоговой оценки по дисциплине, идет среднее арифметическое от суммы полученных баллов.
  • неблокирующий Коллоквиум
    В ходе реализации дисциплины в качестве формы текущего контроля планируется два коллоквиума. В 3 модуле коллоквиум проводится в форме дебатов, связанных с оценкой влияния концепции nativespeakerism на процесс преподавания иностранных языков, в том числе формирования социокультурной компетенции, с высказыванием различных точек зрения, аргументированных с помощью знаний, полученных на занятиях и в ходе изучения научной литературы. Коллоквиум во 4 модуле предусматривает групповое обсуждение докладов по результатам исследовательских проектов.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация результатов исследовательского проекта, выполняемого группой из 3-4 студентов. Тему исследования может быть предложена преподавателем или выбрана студентами и согласована с преподавателем.
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Эссе + 0.2 * Устный опрос + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Война и мир языков и культур, вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации : [учебное пособие], 344 с., Тер-Минасова, С. Г., 2008
  • Интеграция и коммуникация как векторы социокультурной динамики : монография / И.А. Савченко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 214 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/5854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615094
  • Таратухина, Ю. В.  Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 199 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08259-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474618 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мамедова, Н. М., Личность в условиях глобальных социокультурных трансформаций цифрового информационного общества : сборник статей / Н. М. Мамедова. — Москва : Русайнс, 2021. — 166 с. — ISBN 978-5-4365-8041-8. — URL: https://book.ru/book/941083 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Авторы

  • Чиграй Юлия Алексеевна
  • Гриценко Елена Сергеевна