• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics and History of Language

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
School of Fundamental and Applied Linguistics
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Куликова Валентина Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Введение в языкознание и историю языка» занимает особое место в системе подготовки лингвистов любого профиля. Это первый теоретический курс, знакомящий студентов со своей будущей специальностью. По своему характеру курс является базовым: в нем закладываются основы общелингвистической подготовки студентов. Учебная дисциплина подготавливает студентов к изучению практически всех последующих теоретических курсов: лексикологии, теоретической фонетики, теоретической грамматики, стилистики, типологии языков и т.д. Особое внимание уделяется диахроническому подходу к изучению языка, раскрываются проблемы истории языка. Таким образом, успешность занятий студентов на протяжении всего периода обучения в вузе в значительной степени зависит от степени усвоения ими теоретического и практического материала данной дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Цель учебной дисциплины – ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин. В задачи учебной дисциплины входит сообщение студентам знаний по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности; многообразие языков мира; типология языков и т.д.
  • • Сообщить студентам знания по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности; многообразие языков мира; типология языков и т.д.
  • • Дать представление о общих принципах организации и функционирования языка.
  • • Ознакомить студентов с закономерностями взаимодействия языка и общества.
  • Заложить основы понимания исторического развития языка, знания этимологии, внутренних и внешних факторов развития языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен осуществить грамотный лингвистический анализ текста на всех уровнях.
  • Студент должен знать основы общей фонетики и фонологии, свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи
  • Студент должен знать основы теории текста, историю письма.
  • Студент должен знать особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, общую структуру языка, теории происхождения языка
  • Студент должен знать свойства слова как важнейшей единицы языка, семантические изменения, лексические группировки в языке
  • Студент должен знать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства морфем, словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи.
  • Студент имеет знания об основных этапах и механизмах развития языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текст как объект лингвистического исследования
  • Механизмы развития языка. Основы истории языка
  • Понятие о языке, его сущность и функции. Языковое разнообразие
  • Изменение языка
  • Грамматика. Морфология и синтаксис
  • Лексика
  • Фонетика, фонология, просодия
  • Тема 7. Язык и общество.
  • Тема 8. Язык и мышление.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа: конспект научной или научно-популярной книги по лингвистике
    Составление конспекта (реферирование, анализ) научной или научно-популярной книги по лингвистике (книга из списка предложенной литературы - на выбор студента)
  • неблокирующий Активность (аудиторная работа)
    В аудиторную работу входит балл за активность на семинарских занятиях (плюсы за ответы на вопросы, выполнение заданий)
  • неблокирующий Доклад
    Доклады выполняются в группах по 2-3 человека, презентуются на семинарах
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой ответ на вопросы экзаменационного билета. Экзаменационный билет включает в себя один теоретический вопрос и одно практическое задание. Студенту предоставляется время на подготовку ответа.
  • неблокирующий Тест
    Тестовые задания открытого типа по фонетике, морфемике, лексике, морфологии, синтаксису
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Активность (аудиторная работа) + 0.2 * Доклад + 0.2 * Письменная работа: конспект научной или научно-популярной книги по лингвистике + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в языкознание, учебник для академического бакалавриата, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2-е изд., перераб. и доп., 494 с., Немченко, В. Н., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в языкознание : учебное пособие / составители Е. Л. Березович [и др.] , научный редактор М. Э. Рут. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3607-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105145 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Даниленко, В. П. Введение в языкознание : курс лекций : учебное пособие / В. П. Даниленко. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 288 с. — ISBN 978-5-9765-0833-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/84289 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Куликова Валентина Александровна
  • Климова Маргарита Андреевна