We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Strategic Management

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of General and Strategic Management (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков в области стратегического управления. В рамках освоения дисциплины студенты приобретают навыки разработки обоснованных стратегических управленческих решений, осваивают эффективные приемы квалифицированного руководства линейными и функциональными подразделениями предприятия для повышения их конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Также они изучают комплекс методов стратегического анализа и прогнозирования, характеристик микро- и макросреды, приёмов управления реализацией принятых стратегий развития, методов стратегического контроля и способов проведения стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс направлен на формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков в области стратегического управления. В рамках освоения дисциплины студенты приобретают навыки разработки обоснованных стратегических управленческих решений, осваивают эффективные приемы квалифицированного руководства линейными и функциональными подразделениями предприятия для повышения их конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Также они изучают комплекс методов стратегического анализа и прогнозирования, характеристик микро- и макросреды, приёмов управления реализацией принятых стратегий развития, методов стратегического контроля и способов проведения стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает определение и назначение стратегии, понимает ее важность для процесса управления, знает основные школы стратегий и способен их отличать, понимает сущность стратегического управления
  • способен анализировать внешнее окружение компании с помощью инструментов стратегического менеджмента
  • Способен анализировать рыночную и конкурентную ситуацию в отрасли с помощью инструментов стратегического менеджмента
  • способен построить цепочку создания ценности. Знает сущность функциональных стратегий и понимает их отличия. Способен оценить работу организационных подсистем для достижения стратегических целей организации с помощью методики CNW
  • знает процесс разработки стратегии, его основные этапы, понимает его логику, способен провести SWOT-анализ, знает назначение сценарного планирования и умеет его применять, знает понятие и понимает важность стратегического контроля, может выбрать соответствующий метод реализации стратегии и ее оценки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия стратегического менеджмента
  • Внешняя среда организации
  • Анализ рынка. Конкуренция
  • Внутренняя среда компании
  • Реализация стратегии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
    В течение модуля студенты готовят проект по стратегическому анализу компании и презентуют его к окончанию обучения на курсе
  • неблокирующий Контрольная работа
    По завершении курса проводится контрольная работа, направленная на оценивание теоретических знаний и практических навыков студентов
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа учитывает степень активности студента на семинарских занятиях, качество подготовки домашних заданий, групповых и индивидуальных задач, которые ставятся на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Контрольная работа + 0.3 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 22933 - М.Портер - Что такое стратегия? - нет номера - Альпина.Статьи - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22933
  • Alpina - 23641 - А. Пахомов; В. Попов; Г.Минцберг - Менеджмент: Природа и структура организаций - 9785961478044 - Альпина ПРО - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/23641
  • Alpina - 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
  • Ansoff, H. I. (1991). Critique of Henry Mintzberg’s “The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic Management.” Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 12(6), 449–461. https://doi.org/10.1002/smj.4250120605
  • Добреньков, В. И., Глобальные тренды. : монография / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — Москва : Русайнс, 2020. — 333 с. — ISBN 978-5-4365-2232-6. — URL: https://book.ru/book/934914 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, пер. с англ. Е. Калинина ; науч. ред. О. Нижельская, 4-е изд., 715 с., Портер, М., 2016
  • Минцберг, Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента : учебно-практическое пособие / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. - 5-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 365 с. - ISBN 978-5-9614-7007-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838941
  • Питер Сенге - Пятая дисциплина - 978-5-00117-333-5 - МИФ - 2018 - https://hse.miflib.ru/#/book/20267 - 20267
  • Попов, С. А.  Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01109-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535436 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. - ISBN 978-5-9614-6306-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838939

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 19596 - И. Адизес; Ш.Сандермоен - Организационная структура: Реализация стратегии на практике - 9785961430790 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19596
  • Alpina - 22455 - А. Смит; А.Остервальдер; И.Пинье; Ф.Этьембль - Непобедимая компания: Как непрерывно обновлять бизнес-модель вашей организации, вдохновляясь опытом лучших - 9785961472233 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22455
  • Alpina - 34381 - Ветри Веллор - Управление по целям и ключевым результатам: Как распространить методологию OKR на всю организацию - 9785961495041 - Альпина Паблишер - 2024 - https://hse.alpinadigital.ru/book/34381
  • Alpina - 429 - У.Детмер - Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию. - 9785961426359 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/429
  • Alpina - 8932 - М.Портер - Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость - 9785961443349 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8932
  • Hamel, G., & Prahalad, C. K. (1992). Capabilities-Based Competition. Harvard Business Review, 70(3), 164–170. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9874060
  • Society and the environment : pragmatic solutions to ecological issues, Carolan, M. S., 2020
  • Акмаева, Р. И., Практикум по курсу «Стратегический менеджмент» : монография / Р. И. Акмаева. — Москва : Русайнс, 2017. — 125 с. — ISBN 978-5-4365-2056-8. — URL: https://book.ru/book/926298 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Белохлебова Наталья Александровна
  • Данилова Любовь Сергеевна
  • Зинчак Елена Владимировна