• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Language

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Foreign Languages
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors


Lavrova, Anna A.

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления о синтаксической системе языка с перспективой использования в профессиональной деятельности специалиста по компьютерной лингвистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обобщение изученного в предшествующей части курса; демонстрация взаимодействия языковых средств (лексических, словообразовательных, морфологических) в структуре синтаксической единицы
  • Изучение синтаксических единиц в единстве формы-значения-функции.
  • Представление синтаксического строя русского языка в последовательных отношениях: синтаксема – словосочетание - простое предложение - сложное предложение - ССЦ.
  • Выработка навыков самостоятельного анализа синтаксических единиц.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать и характеризовать синтагматически не связанные виды осложнения просто-го предложения
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать тип сложного предложения по разным основаниям классификации.
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать и характеризовать сложное синтаксическое целое
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач.
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности.
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, Умеет идентифицировать и характеризовать основные способы передачи чужой речи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Простое предложение осложнённой структуры
    Понятие осложненной структуры простого предложения. Разновидности осложненных предложений. Синтагматически связанные и коммуникативные осложнители.
  • Сложное предложение
    Грамматическое значение и структура сложного предложения. Средства связи предикативных частей: интонация, союзы, союзные слова, указа-тельные слова, порядок следования частей, соотношение глагольных форм и др. Свободные и несвободные по строению сложные предложения. Сочинение и подчинение как виды синтаксической связи между предикативны-ми частями сложного предложения. Переходные случаи между сочинением и подчинением. Основные разновидности сложных предложений: бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные). Классификация сложных предложений по цели высказывания. Период как форма организации сложного предложения.
  • Сложное синтаксическое целое
    Теория ССЦ в трудах А.М. Пешковского, А.А. Булаховского, Н.С. Поспелова, И.А. Фигуровского, И.Р. Гальперина, Г.Я. Солганика. Тематическое единство ССЦ, их структура. Средства связи предложений в ССЦ: интонация, местоимения, повторы, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, параллелизм в строении самостоятельных предложений и др. Способы действия межфразовой связи (зацепление, повтор, следование). Ведущая связь в ССЦ (цепная, параллельная, смешанная). Средства обозначения темы. Вопрос о ССЦ как синтаксической единице. Сложное синтаксическое целое и абзац. Виды «тематических последовательностей» предложений в ССЦ (Ф. Данеш). Рематические доминанты (Г.А. Золотова). Тип тематической последовательности, рематической доминанты и вид речевого регистра.
  • Актуальные направления синтаксической теории
    Взаимосвязь морфологии и синтаксиса в современной грамматике. Формальное представление структуры предложения: структура непосредственных составляющих и структура зависимостей. Генеративная грамматика. Глубинные и поверхностные синтаксические структуры. Грамматика конструкций. Микросинтаксис (малый синтаксис). Методы и задачи синтаксических исследований.
  • Способы передачи чужой речи
    Понятие чужой речи, способы ее передачи: прямая, косвенная, несобственно-прямая. Сложные формы организации монологической и диалогической речи. Основные различия между монологической и диалогической речью. Связь предложений в речи. Диалогическое единство. Диалогическое единство как форма организации диалогической речи. Способы связи реплик диалога. Основные разновидности диалогических единств.
  • Коммуникативные и прагматические вопросы синтаксиса
    Прагматическое употребление отдельных конструкций. Иллокутивные употребления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Немченко, В.Н. Введение в языкознание [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В.Н.Немченко; ЭБС Юрайт. — 2-е изд., перераб. и доп. — 12 М.: Юрайт, 2019. — 494 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02709-9. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/vvedenie-v-yazykoznanie431978#page/1. - Загл. с экрана. Гриф УМО ВО

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Герасимова И.А. Формальная грамматика и интенсиональная логика - М., 2000. - 156 с. ISBN 5-201-02024-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346109
  • Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Теория функционального синтаксиса, от семантических структур к языковым средствам, 2-е изд., 509 с., Мустайоки, А., 2010