• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociolinguistics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Foreign Languages
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors


Bukharov, Valery

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе студенты обучаются новейшим методам социолингвистических исследований, в том числе с применением программно-технических средств. Дисциплина знакомит с языковой ситуацией современных социумов; обучает анализу данных ситуаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Социолингвистика» являются ознакомление с теориями и методами социолингвистики как науки, изучающей язык в связи с социальными и коммуникативными условиями его функционирования, получение знаний о проблемах, направлениях и методах современной социолингвистики, формирование навыков применения полученных знаний в исследованиях в рамках различных направлений лингвистики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать историю и актуальное состояние социолингвистики
  • знать основные понятия социолингвистики; уметь дифференцировать различные параметры языковой ситуации
  • уметь анализировать параметры языкового кода в системном аспекте
  • знать основные отличительные черты языковой и культурной дифференциации
  • уметь объяснить виды взаимодействия языков и их результаты
  • уметь определять основные параметры дискурса, релевантные для социолингвистических исследований
  • уметь работать с программным обеспечением; знать методические основы социолингвистических явлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и актуальное состояние социолингвистики.
    История и актуальное состояние социолингвистики. Истоки социолингвистики. Пражская школа функциональной лингвистики (Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой, В. Матезиус, В. Гавранек, С.О. Карцевский). Женевская школа (Ф. де Соссюр). Американская социолингвистическая школа (Д. Хаймз, Э. Хауген, Дж. Гамперц, У. Лабов). Отечественная школа социальной лингвистики (В.В. Виноградов, Е.Д. Поливанов, В.М. Жирмунский, Ю.Д. Дешериев, А.Д. Швейцер, Л.Б. Никольский).
  • Языковая ситуация.
    Понятие языковой ситуации. Дифференциация признаков языковых ситуаций. Языки межэтнического общения. Международные и мировые языки. Языковая политика. Понятие языковой политики. Типология национально-языковой политики. Аспекты юридической регламентации и границы действия законов о языке.
  • Язык как вариативная система.
    Типы варьирования в языке. Понятийный аппарат социолингвистики. Языковое сообщество. Родной язык. Языковой код. Социально-коммуникативная система. Языковая вариативность как одно из основных понятий социолингвистики. Речевая и неречевая коммуникация. Сферы использования языка. Социолингвистическая типология языков. Формы существования языков. Территориальная и социальная дифференциация языков. Общенародный язык. Территориальные и социальные диалекты. Профессиональные языки, жаргоны, арго.
  • Коды языка и культуры.
    Общечеловеческий и культурный компонент в языковой семантике. Отражение в языке национальной специфики.
  • Народы мира и языки.
    Племенные языки, язык народности. Расы, этносы, языки. Язык как основа этнической идентичности и этнический символ. Язык и нация. Лингвистическое картографирование. Проблема жизнеспособности языков. Критерии ЮНЕСКО. Языковые контакты. Взаимодействие языков как результат влияния внешних факторов в эволюции языков. От дифференциации к конвергенции языков.
  • Дискурс, речевой акт: социолингвистический аспект.
    Дискурс как языковой коррелят соответствующей сферы коммуникативно-речевой деятельности, человеческого сознания и практики. Понятие функционального стиля. Экстралингвистические составляющие модели дискурса. Основные типы дискурсивных явлений, особенности устного, письменного и электронного дискурсов, структура дискурса, дискурсивные факторы фонетических, лексических и морфосинтаксических явлений, а также различные подходы к исследованию дискурса и методы дискурсивного анализа.
  • Организация социолингвистических исследований; методы исследований.
    Отбор информантов. Методы сбора материала: опросы, анкетирование, работа с корпусами, компьютерные программы анализа устной речи PRAAT, ELAN.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий текущая аудиторная работа
  • неблокирующий домашняя проектная работа
  • неблокирующий экзаменационная работа
    Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * домашняя проектная работа + 0.2 * текущая аудиторная работа + 0.4 * экзаменационная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Михайлюкова Н. В. - СОЦИОЛИНГВИСТИКА: ЯЗЫКОВОЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-11759-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociolingvistika-yazykovoy-oblik-sovremennogo-goroda-446108