We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Language Policy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 3 module

Instructors


Петрова Мария Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются актуальные вопросы языковой политики на современном этапе развития мирового сообщества, роль и место региональных языков в глобализационных процессах. Конфликтность удовлетворения потребностей идентичности и взаимопонимания приводит к возникновению различных видов социолингвистической ситуации (монолингвизм, билингвизм, полилингвизм) и к появлению разных типов языковой политики в регионах. В курсе анализируются понятия «государственный язык», «титульный язык», «язык межнационального общения», «международный язык»; развенчиваются некоторые социолингвистические стереотипы. Цель курса – сформировать у студентов целостное представление о современных тенденциях языковой политики и развить способности к комплексному анализу конкретных социолингвистических кейсов. Задачи курса – анализ различных языковых ситуаций и возможных мер по урегулированию конфликтности сосуществования языков, а также рассмотрение актуальной языковой ситуации в РФ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Языковая политика» являются формирование у студентов целостного представления о сферах взаимодействия и взаимовлияния языка и политики, о современных принципах и методах языковой политики и языкового планирования и развитие способности к комплексному анализу конкретных лингвополитических кейсов в различных странах и регионах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет культурой мышле-ния, способностью к обоб-щению, анализу, воспри-ятию информации, поста-новке цели и выбору путей её достижения
  • Знает основные понятия и категории современной лин-гвистики
  • Владеет основными метода-ми дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов.
  • Студент владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
  • – владеет понятийным аппаратом и методами современных семантических исследований
  • – знает основной круг проблем современных семантических исследований
  • Знает основные понятия и категории современной лингвистики
  • Умеет спланировать и про-вести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Теория знак
    1. Семантическая триада слово – понятие – вещь. ‒ слово в отношении к вещи: знак обозначает предмет (значение знака), ‒ слово в отношении к понятию: знак выражает смысл (смысл знака), ‒ понятие в отношении к вещи: смысл знака задает значение. 2. Теория знаков Ч. Пирса: ‒ знаки-индексы, ‒ иконические знаки ‒ знаки-символы. 3. Теория значимости Ф. де Соссюра. Знак как член противопоставления в «системе чис-тых значимостей». 4. Аксиоматика языкового знака.
  • Тема 1. Семантика как наука о значении
    1. Семантика как наука о значении. Основной круг проблем. 2. Семантика в отношении к семиотике: семантика ‒ синтактика ‒ прагматика. 3. Семантика в отношении к философии: лингвистическая философия. 4. Семантика в отношении к логике: логический анализ языка. 5. О значениях «значения»: ‒ значение как обозначение, ‒ значение как отраженное знание о вещи, ‒ значение как предрасположенность к какой-то реакции, ‒ значение как аппроксимация к эмпирическому опыту, ‒ значение как пропозициональная установка, ‒ значение как употребление, ‒ значение как способ верификации, ‒ значение как отношение между знаками, ‒ значение как возможность перекодировки. 6. Перспективы исследования.
  • Тема 3. Теория номинации
    1. Номинация как способ понимания. 2. Виды и способы номинации: ‒ по выполняемой в высказывании функции: экзистенциальные (интродуктивные), идентифицирующие, дескриптивные, оценочные и реляционные номинации; ‒ по способу оформления значения: первичные и вторичные, прямые и косвенные, символические, метонимические и метафорические номинации; ‒ по заключенной в имени информации: гипонимы и гиперонимы; ‒ по занимаемой позиции в суждении: субъектные и предикатные номинации. 3. Способы семантического преобразования: ‒ по смежности: метонимия, ‒ по аналогии: метафора.
  • Тема 4. Теория референции
    1. Референция как отношение актуализированного именного выражения к объектам мира. 2. Виды референции: ‒ определенная, ‒ неопределенная, ‒ нулевая референция. 3. Условия референции: ‒ к стандартному универсуму, ‒ к фиктивному универсуму, ‒ к контрафактическому универсуму 4. Расщепленная референция.
  • Тема 5. Процедуры и уровни семантического анализа: слово ‒ высказывание ‒ текст ‒ корпус текстов
    1. Анализ по компонентам значения. 1.1. Компонентный и/или семный анализ. 1.2. Виды семантических признаков (сем) в составе семемы: ‒ видовые и родовые, ‒ ингерентные и афферентные. 1.3. Семантические признаки в фокусе системной инстанции: таксономии и doxa. 1.4. Содержание семемы в языке и контексте. 2. Семантические отношения в синтагматике. 2.1. Сочетаемость и ограничения на сочетаемость: ‒ морфосинтаксические ограничения, ‒ лексические ограничения, ‒ стилистические ограничения, ‒ семантические ограничения. 2.2. Понятие изотопии как способа изучения семной комбинаторики в высказывании и/или тексте. 2.2.1. Изотопия как условие семантической связности высказывания и/или текста. 2.2.2. Изотопия как условие понимания высказывания и/или текста. 2.2.3. Типология изотопий: ‒ по типу рекуррентного семантического признака: видовые и родовые, инге-рентные и афферентные изотопии, ‒ по протяженности: локальные и глобальные изотопии, ‒ по дистрибуции семем: чередующиеся, пересекающиеся и взаимно наложен-ные изотопии. 2.2.4. Иерархия изотопий. 2.2.5. Полиизотопия и множественность смысла. 3. Семантические отношения в парадигматике. 3.1. Таксономии. 3.1. Лексические поля. 3.2. Ассоциативно-вербальные сети. 3.3. Семантические сети в исследованиях по искусственному интеллекту. 3.4. Семантические классы как определительные множества. 3.4.1. Семантические классы в языке и в контексте. 3.4.2. Системные инстанции как условие построения семантических классов: ‒ специально-научные знания, ‒ социальные нормы, ‒ идиолектные нормы. 3.4.3. Типология семантических классов: ‒ по типу участвующего в их создании семантического признака, ‒ по типу участвующей в их создании систематики, ‒ по распределению локальных зон интерпретации. 3.5. Корпус текстов.
  • Тема 6. Современные семантические исследования
    1. Семантические исследования в ракурсе стоящих перед семантикой задач. 2. Условно-истинностная семантика. Методы и процедуры анализа. 2.1. Виды истинностного значения: истинно ‒ ложно ‒ неопределенно. 2.2. Истина и/или правдоподобие. 3. Семантика возможных миров. Методы и процедуры анализа. 4. Когнитивная семантика. Методы и процедуры анализа. 4.1. Теория прототипов. 4.2. Теория фреймов. 4.3. Теория ИКМ 5. Интерпретирующая семантика. Методы и процедуры анализа. 5.1. Семантическая интерпретация как герменевтический акт. 5.2. Виды интерпретантов. 5.3. Виды и условия интерпретации. 6. Корпусные методы исследования. 6.1. Корпусы текстов как глобальные семантические универсумы. 6.2. Требования и условия построения корпуса текстов. 6.3. Дискурсы, жанры и тематические блоки как условия построения корпуса. 7. В поисках единой модели значения. Задачи и перспективы исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание в виде постера и эссе
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий терминологический тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * домашнее задание в виде постера и эссе + 0.2 * терминологический тест + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику, курс лекций : учебное пособие, М-во образования и науки РФ ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; Российская ассоц. лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп., 235 с., Болдырев, Н. Н., 2014
  • Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. - Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 241с. - ISBN: 978-5-89349-612-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74732
  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949