We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Foreign Language (Slavonic)

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor


Рылов Станислав Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина формирует у студентов способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует овладеванию навыками перевода различных типов текстов (в основном деловых документов) с иностранного языка и на иностранный и аннотирования и реферирования документов, научных трудов на иностранном языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Иностранный язык (славянский)» являются практическое овладение студентами современным чешским литературным языком в его письменной и устной разновидностях и выработка практических умений и навыков самостоятельного применения чешского языка как средства общения в ситуациях универсального и профессионального характера, что соответствует уровням B1 – B2 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Вдадеет спряжением глаголов, знает, как сказать о месте и времени, дате, высказать информацию о себе.
  • Владеет конструкциями с сослагательным наклонением в сопоставлении с русским языком. Умеет составить структурированный рассказ и вести диалог.
  • Знает о государственных праздниках Чешской республики, народных праздниках и обычаях.
  • Владеет лексическим минимумом, конструкциями наименований улиц, площадей, ориентации в городе. Умеет вести экскурсию по городу.
  • Знает особенности образования и употребления прилагательных сравнительной и превосходной степени. Имеет представление о плане Праги, её важнейших памятных местах.
  • Владеет лексическим минимумом по географической терминологии, основными сведениями о Чешской республике. Умеет работать с картой. Умеет вести беседу на чешском языке.
  • Владеет лексическим минимумом по теме. Имеет представление об основных ступенях образования в ЧР, их длительности – в сопоставлении с системой образования в России, крупнейших чешских университетов, их характеристике.
  • Владеет лексическим минимумом по теме, речевыми образцами. Имеет представление о самых известных театрах ЧР, .золотом фонде чешской кинематографии, чешских композиторах 19 – нач. 20 вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Глагол как структурно-семантическая и коммуникативная основа чешской речи.
    Общий обзор спрягаемых форм глагола в чешском языке в сопоставлении с русским глаголом. Изъявительное наклонение. Спряжение глаголов в настоящем времени. Модальные глаголы. Неправильные глаголы. Прошедшее время: образование и спряжение. Упражнения. Конструкции для обозначения места и времени. Числительные от 100 до 1000. Обозначение дат в чешском языке. Информация о себе. Эссе «Vlastní životopis» (автобиография).
  • Studium. Vzdělání.
    Лексический минимум по теме. Склонение одушевленных существительных мужского рода, существительных среднего рода. Сослагательное наклонение глагола: образование, морфологические свойства, особенности употребления. Грамматические и речевые упражнения. Работа с лексикой по теме Vzdělání, тексты "Studium", "Umíte studovat?", «Univerzita». Лексико-грамматические упражнения. Konverzacе: беседа о высшей школе экономики и факультете, об учебе в университете, сессии. Диалог «Po zkouškách».
  • České svátky a tradice (Чешские праздники и традиции).
    Лексический минимум. Группы чешских праздников, их наименования. Национальный праздник 28 октября. День 17 ноября. Конструкции Přání a gratulace. Чешские народные праздники. Разговорная практика (Konverzace). Вид глаголов: глаголы несовершенного вида, глаголы совершенного вида. Многократные глаголы.
  • Город. Ориентация в городе. Достопримечательности.
    Лексический минимум. Чешские конструкции наименований улиц, площадей. Склонение существительных среднего рода: типы město, moře. Грамматические упражнения. Разговорная тема: Město. Orientace ve městě: лексический минимум, синтаксические конструкции. Работа с текстами. Притяжательные прилагательные в чешском языке: их образование, склонение, особенности употребления. Грамматические упражнения. Konverzacе: разыгрывание ситуаций по теме: «Orientace ve městě». Рассказ «Moje oblíbené město».
  • Praha, столица ЧР. Достопримечательности Праги.
    Степени сравнения имен прилагательных: Stupňování. Модели образования форм степеней сравнения в чешском языке в сопоставлении с русским языком. Грамматические свойства чешских прилагательных сравнительной и превосходной степени. Грамматические упражнения. Разговорная тема: Praha – hlavní město České republiky: лексика по теме. План города Праги, Památky Prahy. Работа с текстами. Лексико-грамматические упражнения. Konverzacе.
  • Чешская республика: положение, население, природа, культурные памятники, города.
    Образование страдательных причастий. Страдательный залог в чешском языке. Формы пассива. Наименования стран, важнейших городов мира в чешском языке, их склонение. Наименование жителей различных стран, городов, их склонение. Разговорная тема: Česká republika: poloha, obyvatelstvo, největší česká města, hrady a zámky. Лексический минимум (географическая терминология). Дроби. Проценты. Работа с картой Чешской республики. Работа с текстами о Чешской республике. Konverzacе.
  • Система образования в Чешской республике. Высшие учебные заведения ЧР.
    Лексический минимум по теме. Работа с текстами «Školský systém ČR», новая лексика. Konverzacе: беседа о системе образования в Чешской республике (в сопоставлении с системой образования в России). Высшее образование, университеты Чешской республики (общий обзор). Карлов университет в Праге: текст «Univerzita Karlova», работа с лексикой. Беседа о UK. Университет им. Масарика в г. Брно, беседа.
  • Культура Чешской республики: театр, классическая музыка, кино.
    České divadlo. Národní divadlo v Praze. České kino, nejvyznamnější čeští režiséři. Česká hudba. Nejvyznamnější čeští skladatelé: B. Smetana, A. Dvořák, L. Janáček. Работа со словарным запасом. Работа с текстами по теме «Kultura ČR». Konverzacе: Беседа о театре, чешских фильмах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.175 * Контрольная работа + 0.25 * Тестирование + 0.075 * Устный опрос + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мокиенко, В.М., Гулюшкина, Я. Разговорный чешский в диалогах : учебное пособие / В. М. Мокиенко, Я. Гулюшкина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 128 с. - ISBN 978-5-9925-0643-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049291

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мокиенко, В.М., Степанова, Л.И. Чешский язык : учебное пособие по развитию речи / В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 272 с. - ISBN 978-5-9925-0561-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049092 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049092