We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления о синтаксической системе языка с перспективой использования в профессиональной деятельности специалиста в сфере прикладной лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обобщение изученного в предшествующей части курса; демонстрация взаимодействия языковых средств (лексических, словообразовательных, морфологических) в структуре синтаксической единицы
  • Изучение синтаксических единиц в единстве формы-значения-функции.
  • Представление синтаксического строя русского языка в последовательных отношениях: синтаксема – словосочетание - простое предложение - сложное предложение - ССЦ.
  • Выработка навыков самостоятельного анализа синтаксических единиц.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать тип сложного предложения по разным основаниям классификации.
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать и характеризовать сложное синтаксическое целое
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач.
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, Умеет идентифицировать и характеризовать основные способы передачи чужой речи
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сложное предложение
    Грамматическое значение и структура сложного предложения. Средства связи предикативных частей: интонация, союзы, союзные слова, указа-тельные слова, порядок следования частей, соотношение глагольных форм и др. Свободные и несвободные по строению сложные предложения. Сочинение и подчинение как виды синтаксической связи между предикативны-ми частями сложного предложения. Переходные случаи между сочинением и подчинением. Основные разновидности сложных предложений: бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные). Классификация сложных предложений по цели высказывания. Период как форма организации сложного предложения.
  • Сложное синтаксическое целое
    Теория ССЦ в трудах А.М. Пешковского, А.А. Булаховского, Н.С. Поспелова, И.А. Фигуровского, И.Р. Гальперина, Г.Я. Солганика. Тематическое единство ССЦ, их структура. Средства связи предложений в ССЦ: интонация, местоимения, повторы, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, параллелизм в строении самостоятельных предложений и др. Способы действия межфразовой связи (зацепление, повтор, следование). Ведущая связь в ССЦ (цепная, параллельная, смешанная). Средства обозначения темы. Вопрос о ССЦ как синтаксической единице. Сложное синтаксическое целое и абзац. Виды «тематических последовательностей» предложений в ССЦ (Ф. Данеш). Рематические доминанты (Г.А. Золотова). Тип тематической последовательности, рематической доминанты и вид речевого регистра.
  • Способы передачи чужой речи
    Понятие чужой речи, способы ее передачи: прямая, косвенная, несобственно-прямая. Сложные формы организации монологической и диалогической речи. Основные различия между монологической и диалогической речью. Связь предложений в речи. Диалогическое единство. Диалогическое единство как форма организации диалогической речи. Способы связи реплик диалога. Основные разновидности диалогических единств.
  • Актуальные направления синтаксической теории
    Взаимосвязь морфологии и синтаксиса в современной грамматике. Формальное представление структуры предложения: структура непосредственных составляющих и структура зависимостей. Генеративная грамматика. Глубинные и поверхностные синтаксические структуры. Грамматика конструкций. Микросинтаксис (малый синтаксис). Методы и задачи синтаксических исследований.
  • Коммуникативные и прагматические вопросы синтаксиса
    Прагматическое употребление отдельных конструкций. Иллокутивные употребления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Реализуется в ходе семинаров в онлайн-формате на платформе MS Teams.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме дистанционно на платформе MS Teams и состоит из двух частей - практической (анализ языкового материала) и теоретической (блиц-опрос по ключевым темам курса) в течение 10 - 15 минут. Экзаменационная оценка формируется в равной мере из двух частей. Студент может быть освобожден от практической части экзамена при наличии оценки "хорошо" или "отлично" за контрольную работу. В этом случае экзаменационная оценка приравнивается к оценке за теоретическую часть экзамена. Для идентификации студента во время экзамена используется камера и микрофон.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельные практические работы
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельные практические работы + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Немченко, В.Н. Введение в языкознание [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В.Н.Немченко; ЭБС Юрайт. — 2-е изд., перераб. и доп. — 12 М.: Юрайт, 2019. — 494 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02709-9. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/vvedenie-v-yazykoznanie431978#page/1. - Загл. с экрана. Гриф УМО ВО

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Герасимова И.А. Формальная грамматика и интенсиональная логика - М., 2000. - 156 с. ISBN 5-201-02024-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346109
  • Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Теория функционального синтаксиса, от семантических структур к языковым средствам, 2-е изд., 509 с., Мустайоки, А., 2010