We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Language Diversity

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистической типологии, а также с языковым разнообразием, наблюдаемым в отношении разнообразных лингвистических явлений, систематизирует знания о задачах и методах лингвистической типологии, формирует навык самостоятельно ориентироваться в типологической литературе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными задачами и методами лингвистической типологии
  • ознакомление студентов с языковым разнообразием, наблюдаемым в отношении разнообразных лингвистических явлений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь при необходимости самостоятельно ориентироваться в типологической литературе
  • знать важнейшие параметры фонетического разнообразия естественных языков
  • знать важнейшие параметры морфологического разнообразия естественных языков
  • знать важнейшие параметры синтаксического разнообразия естественных языков
  • владеть навыками типологической характеризации языка по грамматике
  • комментирует предложенный текст с опорой на материалы курса
  • решает лингвистические задачи по материалам курса
  • знаком с литературой и исследованиями по корпусам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы лингвистической типологии
    Типы типологии: изучение языкового разнообразия vs выявление лингвистических универсалий. Типологический подход к языку как способ восприятия материала. Проблема наблюдения и определения наблюдаемой популяции. Проблема основания для сравнения: сравнительные концепты. Типы объяснений в типологии: внешнее vs внутреннее vs экстралингвистическое.
  • Фонетическая типология
    Фонемы: зафиксированные vs частотные. Инвентари согласных и гласных звуков. Сингармонизм. Типология просодических явлений (акцентуация, тоны и т.д.).
  • Языковые универсалии
    Универсалии и рары. Типы универсалий: импликаивные vs неимпликативные, статистические vs абсолютные, однонаправленные vs двунаправленные. Функциональные принципы, лежащие в основе универсалий: иконичность, маркированность, легкость восприятия. Семантические карты. Объяснение универсалий.
  • Типы, континуумы и прототипы в типологии
    Типология языков vs типология конструкций. Исчисляющая типология vs эмпирическая типология. Типы континуумов в типологии. Континуумы и иерархии. Неоднозначность приписывания типов. Ядро и периферия. Фокальная структура в типологии.
  • Типы, континуумы и прототипы в типологии (продолжение)
    Маркированность в типологии. Критерии маркированности. Представление об относительной маркированности. Маркированность как корреляция между синтагматической сложностью, парадигматической сложностью, дистрибутивным потенциалом и частотностью. От маркированности к иерархиям. Case study: иерархия мишеней релятивизации. Представление о прототипическом контексте конструкции.
  • Объяснение в типологии: конкурирующие мотивации
    Конкурирующие мотивации. Case study: возможные и невозможные способы кодирования синтаксических примитивов. Антропоцентричность языка.
  • Диахроническая типология
    Типология и сравнительно-историческое языкознание. Типологическое изучение языковых изменений и диахронических процессов. Понятие стабильности. Диахроническое объяснение маркированности. Грамматикализация.
  • Данные в типологии: корпуса
    Элицитированные корпуса. Параллельные корпуса. Сравнимость корпусов. Недостатки корпусной типологии. Примеры типологических исследований, ориентированных на корпуса текстов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе на платформе Google Forms (https://docs.google.com/forms/). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, перечисленным в https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, использовать письменные и электронные источники информации. Разрешается иметь при себе чистый лист бумаги, на котором в ходе экзамена можно использовать в качестве черновика для ответов на вопросы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Окончательная оценка по дисциплине определяется по следующей формуле: ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ=3+(0,25 * О Д/з)+(0,25 * О К/Р)+(0,25 * О ЭКЗ) с учетом следующих дополнительных требований: 1) если результирующая оценка превышает 10 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 10 баллов, 2) если О Д/з к моменту сдачи экзамена не превышает три балла, а результирующая оценка превышает 6 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 6 баллов, если О Д/з к моменту сдачи экзамена 4-5 баллов,. а результирующая оценка превышает 7 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 7 баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford handbook of linguistic typology, , 2011
  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Haspelmath, M. (2001). Language Typology and Language Universals / Sprachtypologie Und Sprachliche Universalien / La Typologie Des Langues Et Les Universaux Linguistiques. 2. Halbband. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=186405
  • The world atlas of language structures, , 2005