• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Functional and Cognitive Models in Linguistics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructors


Куликова Валентина Александровна


Romanova, Tatyana V.

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен:  Знать теоретические основы функциональной лингвистики и когнитивистики.  Понимать отличие методологии функционального и когнитивного анализа.  Уметь пользоваться методами и приёмами описания концептов, структурирования и моделирования знаний разных форматов.  Владеть навыками обнаружения языковых соответствий, выявления сходства когнитивных механизмов, оперирующих в разных языках. Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - теория языка; - лингвистический анализ текста; - введение в теорию МКК.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике» являются освоение методологии когнитивной науки, формирование представления об основных когнитивных процессах, связанных с языком.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • осваивают основных понятий дисциплины, умеют ими оперировать
  • знать определение понятия "функция" в разных школах, уметь идентифицировать особенности каждой школы функционалистики
  • осваивают функционал когнитивной грамматики, когнитивной семантики, когнитивной фонологии и поэтики
  • осваивают схемы категоризации и концептуализации, умеют отличать два понятия
  • умеют использовать понятие образной схемы Дж. Лакоффа, категорию конфигурационной структуры Л. Талми
  • осваивают понятие категории по Аристотелю, Э. Рош, Дж. Лакоффу
  • умеют использовать разные методики концептуального анализа для разного речевого материала
  • различают понятия научная, концептуальная, наивная, языковая картина мира
  • осваивают разные взгляды на концепт, умеют синтезировать понятие на основе разных научных взглядов
  • знают основы психолингвистики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
    Задачи и цели когнитивной лингвистики. Истоки когнитивной лингвистики: когнитивная психология, когнитивная семантика, когнитивистика, искусственный интеллект. Связь когнитивной лингвистики с лингвистической типологией и этнолингвистикой
  • Понятия функция и система в разных лингвистических теориях
    Функции в разных школах 20 и 21 вв.
  • Основные понятия когнитивной лингвистики
    Разделы когнитивной лингвистики. Когнитивная грамматика. Когнитивная семантика. Когнитивная фонология. Когнитивная поэтика. Процессы производства и понимания естественного языка. Категории текущего сознания и активации У. Чейфа.
  • Категоризация и концептуализация.
    Концепт, концептополе и концептосфера. Концептуальная метафора. Концептосфера языка.
  • Теория концептуализации.
    Пространственные отношения и типы концептуализации движения в языке. Понятие образной схемы Дж. Лакоффа. Типы схем и их языковые соответствия. Категория конфигурационной структуры Л. Талми.
  • Принципы языковой категоризации
    Понятие категории: Аристотель, Э. Рош, Дж. Лакофф. Внутренняя структура и иерархия категорий. Прототипические члены категории. Концепты базового уровня. Когнитивно-семантические суперкатегории. Категории, посредством которых естественный язык осуществляет концептуальное структурирование представлений о действительности (Л. Талми, Дж. Лакофф, Р. Лэнекер).
  • Методики концептуального анализа
    Принципы семантико-когнитивного анализа концептов. Словесная модель. Графическая модель. Методы описаний содержания концептов. Построение номинативного поля концепта. Экспериментальные методики исследования концептов. \Верификация результатов описания концептов. Когнитивная интерпретация. Выявление когнитивных признаков. Когнитивная интерпретация сем. Когнитивная интерпретация паремий. Когнитивная интерпретация частотности лексем. Моделирование концепта. Описание макроструктуры концепта. Описание категориальной структуры концепта. Описание полевой организации концепта по З.Д. Поповой и И.А. Стернину. Когнитивная теория метафоры. Метафорические и метонимические отношения в языке. Базовый список метафор. Определение коррелятов метафор в концептосферах других языков.
  • Картина мира
    Понимание языковой, наивной, научной, концептуальной картины мира
  • Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики и основа языковой картины мира
    Различные взгляды на концепт, обоснование его базовости для сознания человека
  • История психолингвистики и актуальные вопросы когнитивистики
    Общие тенденции развития мировой науки. Этапы развития психолингвистики. Основные направления психолингвистических исследований. Предпосылки когнитивистики в трудах российских психолингвистов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная тестовая работа
    Проводится в онлайн-формате на платформе MS Teams
  • неблокирующий домашнее задание и активность (аудиторная работа)
  • неблокирующий устный экзамен (блиц-опрос по билетам (0,25); презентация по курсовой работе (0,25))
    блиц-опрос для каждого студента тет-а-тет с преподавателем, каждый студент коротко отвечает на вопросы преподавателя без предварительной подготовки. Все экзаменационные вопросы имеются в программе Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до времени, назначенного в расписании, высланном преподавателем на корпоративную почту студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент может продолжить участие в экзамене после устранения технических неполадок при их наличии с условием получения вопросов, отличных от тех, которые были заданы до разрыва связи. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * домашнее задание + 0.2 * контрольная тестовая работа + 0.5 * устный экзамен (блиц-опрос по билетам (0,25); презентация по курсовой работе (0,25))
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику, курс лекций : учебное пособие, М-во образования и науки РФ ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; Российская ассоц. лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп., 235 с., Болдырев, Н. Н., 2014
  • Маслова В.А. - Введение в когнитивную лингвистику - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 296с. - ISBN: 978-5-89349-748-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Норман Б.Ю. - Когнитивный синтаксис русского язык: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 254с. - ISBN: 978-5-9765-1586-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119413