We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old Church Slavonic

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor


Kolchina, Olga

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются: 1. ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительно-исторического языкознания славянских языков 2. усвоение студентами знаний об основных законах языковой эволюции (на материале праславянской исторической фонологии и морфологии); 3. развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.); 4. усвоение знаний о периодизации языка славянской письменности; 5. формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв. 6. создание лингвистической базы для чтения и анализа текстов древнерусской письменности. знать - общую проблематику праславянской исторической фонологии и исторической морфологии; - основные черты и специфику языковой эволюции праславянского языка в сравнении с другими индоевропейскими языками; - историческую основу явлений современного русского языка. уметь - читать и понимать памятники древней славянской письменности X-XI вв.; - объяснять историческую природу языковой вариативности в современном русском языке. владеть - навыками лингвистического чтения памятников древнецерковнославянской письменности; - приемами и методами исторического анализа языковых явлений. Настоящая дисциплина относится к обязательной части профессиональной подготовки программы обучения студентов-бакалавров. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Введение в языкознание - Палеография. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительноисторического языкознания;
  • Усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале праславянской исторической фонологии и морфологии);
  • Развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.);
  • Усвоение знаний о периодизации праславянского языка;
  • Формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен находить результаты закона Педерсена в старославянских словах.
  • Умеет определять процессы в области согласных старославянского языка.
  • Умеет определять степень звучности в словах старославянского языка, результаты действия закона сингармонизма
  • Умеет выделять гласные разного происхождения, объяснять их трансформацию
  • Умеет определять рефлексы дифтонгов и дифтонгических сочетаний в условиях действия закона открытого слога.
  • Умеет различать виды праславянских палатализаций, способен анализировать старославянские слова с целью определения палатализации.
  • Знает систему старославянского именного склонения, умеет определять склонение существительных и именных прилагательных
  • Умеет определять разряд местоимений, особенности изменения полных (местоименных) прилагательных
  • Умеет образовывать степени сравнения старославянских прилагательных, особенности их употребления.
  • Способен определять способ передачи числового значения
  • Умеет определять класс старославянского глагола, форму его времени.
  • Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива.
  • Умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их.
  • Умеет различать понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык», «праславянский язык», владеет периодизацией истории славянских языков и определяет место и значение старославянского языка в истории славянских языков
  • Бакалавр способен определять происхождение старославянских гласных, устанавливать результаты действия закона открытого слога.
  • Умеет находить аналитические формы в тексте и определять наклонение и форму глагола.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аналитические времена
    Аналитические времена; условное наклонение
  • Старославянские азбуки
    Старославянские азбуки, система фонем старославянского языка, региональные отличия в старославянской фонетике на материале памятников XI в.; редуцированные гласные: «правило Гавлика», «еровый умлаут», напряжённые редуцированные.
  • Позднеиндоевропейские фонетические законы
    Позднеиндоевропейские фонетические законы: «сатемовая палатализация», закон Педерсена
  • Раннепраславянский вокализм в его отношении к позднеиндоевропейскому.
    Раннепраславянский вокализм в его отношении к позднеиндоевропейскому
  • Морфосинтаксис числовых обозначений
    Морфосинтаксис числовых обозначений
  • Слоговой сингармонизм
    Слоговой сингармонизм и закон восходящей звучности; праславянский анлаут
  • Праславянские дифтонги
    Праславянские дифтонги и дифтонгические сочетания. Сочетания гласных с плавными.
  • Система инфинитива
    Система инфинитива
  • Праславянские палатализации
    Праславянские палатализации
  • Именная словоизменительная парадигма
    Именная словоизменительная парадигма
  • Система презенса
    Система презенса, образование неличных форм
  • Местоименная словоизменительная парадигма
    Местоименная словоизменительная парадигма
  • Классы старославянского глагола
    Классы старославянского глагола, система времён старославянского глагола
  • Членные и местоименные прилагательные
    Членные и местоименные прилагательные; степени сравнения прилагательных, структура старославянского компаратива и его словоизменение
  • Старославянский и церковнославянский язык
    Круг понятий; «старославянский корпус» и его происхождение. Праславянский язык среди индоевропейских языков, периодизация праславянского языка.
  • Ряды индоевропейских согласных и их история в праславянском
    Ряды индоевропейских согласных и их история в праславянском; регулярные фонетические соответствия в области консонантизма
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
    Если студент отсутствовал на контрольной работе по уважительной причине, ему предоставляется возможность пересдать контрольную работу за более чем 10 дней до начала сессии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Активность на занятиях + 0.15 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Войлова К.А. - СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 368с. - ISBN: 978-5-534-02308-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/staroslavyanskiy-yazyk-414839
  • Селищев А. М. - СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 337с. - ISBN: 978-5-534-03204-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/staroslavyanskiy-yazyk-v-2-ch-chast-1-433684

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кривко Р. Н. - ОЧЕРКИ ЯЗЫКА ДРЕВНИХ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИХ РУКОПИСЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 443с. - ISBN: 978-5-534-06569-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-yazyka-drevnih-cerkovnoslavyanskih-rukopisey-441422
  • Фортунатов Ф. Ф. - ЛЕКЦИИ ПО ФОНЕТИКЕ СТАРОСЛАВЯНСКОГО (ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО) ЯЗЫКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 195с. - ISBN: 978-5-534-11835-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-fonetike-staroslavyanskogo-cerkovnoslavyanskogo-yazyka-446259