• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Linguistic Methods in Socio-Humanitarian Projects"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Foreign Languages
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Для направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» данная дисциплина входит в блок дисциплин «Проектная работа». Изучение данной дисциплины базируется на таких дисциплинах как «Лингвистический анализ текста», Научно-исследовательский семинар «Методы лингвистических исследований», Научно-исследовательский семинар «Основы анализа данных», «Социолингвистика» и инструментально связан с дисциплинами «Data Science and Machine Learning», «Информационный поиск и извлечение данных», «Computer Tools for Linguistic Research». Данный НИС выступает как площадка для обучения подготовки ВКР (поступательно реконструирует процесс создания исследовательского проекта), однако ориентирован на групповую работу (в то время как ВКР – индивидуальный проект).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Интегрировать знания и исследовательские практические навыки студентов (использование лингвистических методов), полученные за предыдущие годы обучения, в формате исследовательской проектной работы на материале психо- и социолингвистики.
  • Познакомить студентов с ведущими направлениями современных исследований в социогуманитаристике
  • Представить ведущие методологические основания исследований и связь количественных и качественных лингвистических методов с методологической основой исследований
  • Сформировать комплексы исследовательских лингвистических методов (количественных и качественных) в активной исследовательской практике
  • Продемонстрировать на конкретных примерах использование математической статистики в психо- и социолингвистических исследованиях
  • Инициировать исследовательские проекты в области современной социогуманитаристики и сопровождать их на всех этапах исследовательской работы (от замысла программы до внешней устной и письменной презентации результатов
  • Оказать развивающее влияние на коммуникативные и организационные навыки, востребованные в проектной исследовательской работе, включая проектную работу в командах/группах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет систему представлений о научной проектной работе.
  • Умеет создавать научную программу.
  • Умеет использовать психолингвистические методы в исследовательской практике.
  • Умеет использовать социолингвистические методы в исследовательской практике.
  • Способен реализовывать научный проект.
  • Способен презентовать результаты научного исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное исследование: методология
    Наука как система знаний и результат человеческой деятельности. Отличие научного метода от других способов получения знания. Научное исследование как средство постижения истины. Методологические основы социальных наук: философский, общенаучный и конкретно-научный уровни методологии. Проектная работа в исследовательских мастерских с «различными философскими профилями».
  • Научное исследование: принципы и структура
    Принципы научного исследования. Типы и этапы научного исследования. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в социальных науках Создание программы научного исследования: правила создания и ключевые ошибки. Проектная исследовательская работа как работа в исследовательской команде.
  • Количественные и качественные методы в психолингвистике.
    Знакомство с методами психолингвистики. Семантический дифференциал. Субъективное шкалирования. Семантические пространства (на материале социогуманитаристики). Интент-анализ. Потенциал и границы использования.
  • Количественные и качественные методы в социолингвистике.
    Методы социолингвистики. Тематическое кодирование (открытое и осевое) как основа социолингвистических методик. Конверсационный анализ. Дискурс-анализ.
  • Методические и теоретические обоснования актуальности «лингвистического поворота».
    «Проблема «лингвистического поворота» в социогуманитаристике. Компьютерные технологии в актуализации «лингвистического поворота». Интегрирование психо-, социолингвистических методов и методов корпусной и компьютерной лингвистики в социогуманитарных проектах.
  • Презентации проектов, основанных на методах лингвистики, посвященных актуальным пролемам социогуманитаристики.
    Защита реализованных проектов на семинарских занятиях и после утверждения и доработки - на внутренних и внешних презентационных площадках. Подготовка публикаций по итогам исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация итогов исследования в рамках курсовой работы на 3-ем курсе (активность на семинарах)
  • неблокирующий Презентация актуальности, новизны и практической значимости исследования в рамках ВКР
  • неблокирующий Презентация результатов поиска научной литературы по теме исследования в рамках ВКР
  • неблокирующий Презентация релевантной статьи по теме исследования в рамках ВКР
  • неблокирующий Онлайн презентация теоретико-методологической базы исследования в рамкках ВКР
  • неблокирующий Онлайн презентация эмпирической базы исследования в рамках ВКР
  • неблокирующий Онлайн презентация структуры ВКР
  • неблокирующий Активность и посещения
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность и посещения + 0.2 * Онлайн презентация структуры ВКР + 0.2 * Онлайн презентация теоретико-методологической базы исследования в рамкках ВКР + 0.05 * Онлайн презентация эмпирической базы исследования в рамках ВКР + 0.05 * Презентация актуальности, новизны и практической значимости исследования в рамках ВКР + 0.05 * Презентация итогов исследования в рамках курсовой работы на 3-ем курсе (активность на семинарах) + 0.05 * Презентация результатов поиска научной литературы по теме исследования в рамках ВКР + 0.2 * Презентация релевантной статьи по теме исследования в рамках ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новиков А.М., Новиков Д.А. - Методология научного исследования - Новиков Дмитрий Александрович - 2009 - 280с. - ISBN: 978-5-397-00849-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917315

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глухов В. П. - ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-00480-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psiholingvistika-433566