We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Russian Language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3 module

Instructors


Куликова Валентина Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение категориально-понятийного аппарата современной русистики. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - структуру и систему современного русского языка, - основные релевантные понятия и параметры системы русского языка, - современные научные методы анализа языка и различные подходы к описанию языковых уровней; уметь: - осмыслять явления современного русского языка в контексте экстралингвистических и интралингвистических факторов, - оценивать процессы, происходящие в современном русском языке, в том числе –изменения и колебания его литературной (кодифицированной) формы, - читать, конспектировать и реферировать профессиональные лингвистические труды; - описывать лингвистические процессы на разных уровнях языковой системы; - создавать тексты с учетом норм современного русского языка; владеть: - основными методами изучения современного русского языка, - пониманием разных уровней существования языковой нормы и ее вариативности, но при этом ориентироваться на высокие речевые стандарты. Изучение дисциплины «Современный русский язык» базируется на следующих дисциплинах: - введение в языкознание; теория языка. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности студентов и выпускников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение системы современного русского литературного языка, а также современных методов изучения современного русского языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные тенденции в области лексикографического описания современного русского языка и умеет использовать различные типы словарей в своей исследовательской деятельности
  • Студент способен анализировать тексты с точки зрения их коммуникативного эффекта, выявлять контексты с признаками речевой агрессии и манипуляции
  • Студент знает основные понятия лингвокультурологии и способен применять методологию лингвокультурологии к анализу явлений современного русского языка
  • Студент знаком с основными направлениями изучения языка в русистике XXI века
  • Студент способен анализировать и создавать поликодовые тексты
  • Студент знает специфику активных процессов на всех уровнях современного русского языка
  • Студент способе создавать медийные тексты на русском языке с учетом основных языковых, этических, юридических норм
  • Студент знает основные подходы к пониманию дискурса в современной русистике и владеет методикой дискурс-анализа
  • Студент знает основные результаты влияния интернационализации на состояние современного русский языка и речи
  • Студент знает основные тенденции в современной русской ономастике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные подходы к изучению языка в русистике XXI в.
    Системоцентричность/антропоцетричность, интегральность, междисциплинарность, текстоцентричность, коммуникативность как основные подходы к изучению языка в русистике XXI в.
  • Лингвокультурологическое направление исследований. Лингвоаксиология
    Лингвокультурологическое направление исследований в современной русистике: изучение ключевых слов и концептов, прецедентных феноменов, лингвокультурных типажей, лингвокультурологическое осмысление процесса заимствования
  • Прагмалингвистические исследования современного русского языка
    Теория речевых актов, теория речевого воздействия в современной русистике. Средства речевой манипуляции и речевой агрессии в современном русскоязычном медийном дискурсе. Концепция коммуникативных рисков
  • Динамический аспект синхронических исследований: изучение активных процессов в современном русском языке
    Активные процессы в современном русском языке на уровне фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса
  • Медиалингвистика: конструирование медийных текстов
    Речевые, этические, юридические аспекты создания медийных текстов
  • Дискурсивные исследования в современной русистике
    Различные подходы к пониманию дискурса. Современные аспекты изучения различных типов дискурса. Методика дискурс-анализа
  • Вопросы межкультурной коммуникации
    Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. Влияние интернационализации на состояние современного русского языка и речи
  • Современные аспекты ономастики
    Изучение никнеймов как новое направление антропонимики. Эргонимика - изучение лингвистического ландшафта города (региональный аспект исследований)
  • Проблемы современной лексикографии
    Проблемы словарного описания современного русского языка: словарь новых слов, электронная лексикография, интернет-словари и метаязыковая рефлексия
  • Поликодовость текстов в современном мире
    Поликодовость текстов в различных типах дискурса: медиа-дискурс, интернет-дискурс. Вербальная и визуальная составляющая поликодовых текстов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в очном формате (без применения дистанционных технологий) в форме ответа на вопрос из списка вопросов к экзамену (с предварительной подготовкой)
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Индивидуальное задание (создание медиатекста)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Индивидуальное задание (создание медиатекста) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Козырев В.А., Черняк В.Д. - Современный русский язык. Лексикография - КноРус - 2018 - 300с. - ISBN: 978-5-406-06156-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926575

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алефиренко Н.Ф. - Лингвокультурология : ценностно-смысловое пространство языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 288с. - ISBN: 978-5-9765-0813-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84276
  • Болотнова Н.С., Болотнов А.В. - Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-0739-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85857
  • Кузьмина Н.А., Абросимова Е.А. - Активные процессы в русском языке и коммуникации новейшего времени - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 256с. - ISBN: 978-5-9765-1423-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74618
  • Лекант П. А., Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В. ; Под ред. Леканта П.А. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК 5-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 493с. - ISBN: 978-5-9916-9883-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-449966
  • Чернявская В.Е. - Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 203с. - ISBN: 978-5-9765-1454-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106815