We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает знакомство студентов с основами научного знания современной общей морфологии, морфологией современного русского языка, типологией морфологических систем русского и основного иностранного (английского) языков, закладывание основ лингвистического мышления, необходимого для изучения других языковедческих дисциплин
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование системы знаний студентов о морфологическом и синтаксическом уровнях языка, знакомство с основными направлениями грамматических исследований в современной мировой и отечественной лингвистике
  • развитие навыков лингвистического мышления
  • развитие навыков самостоятельной работы, знакомство с новыми технологиями самостоятельной работы в процессе усвоения нового материала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру.
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественного языка.
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач
  • Студент умеет работать с лингвистически ориентированным программным продуктом
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач.
  • Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественно-го языка.
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру языка.
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
    Связь морфологии с синтаксисом, лексикологией и словообразованием. Грамматическое и лексическое значения. Грамматическая форма, грамматическая парадигма. Грамматическая категория, грамматические и логические категории. Грамматические оппозиции.
  • Морфологическая классификация языков.
    Синтетические и аналитические средства выражения грамматического значения. Агглютинация и фузия. Морфологическая классификация языков.
  • Морфемика как раздел морфологии
    Морфемика как раздел морфологии. Морфемика и словообразование. Морфема и алломорфы. Позиционная классификация морфем. Проблема нулевой морфемы.
  • Именные части речи.
    Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Грамматические категории имени существительного в русском и английском языках: род, число, падеж, склонение, определенность/ неопределенность.Имя прилагательное как часть речи. Зависимость прилагательного от существительного. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Грамматические категории имени прилагательного. Степени сравнения. Элатив.Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числитель-ных: количественные и порядковые. Порядковые числительные и прилагательные.Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений. Место-существительные, место-прилагательные, место-наречия, место-числительные, место-глаголия. Местоглаголие в русском и английском языке. Грамматические категории местоимения: лицо, число, определенность/ неопределенность, одушевленность/ неодушевленность и др. Наречие как часть речи. Лексико-грамматические разряды наречий. Наречия и прилагательные. Степени сравнения качественных наречий. Статив. Слова категории состояния и наречия. Грамматические категории стативов. Стативы в русском и английском языках (a-adjectives).
  • Глагол как часть речи
    Глагол как часть речи. Личные и неличные формы глагола. Модальные глаголы и глаголы-связки. Категория вида глагола. Вид и аспект. Видовые значения в разных языках. Категория фазы и категория вида. Категории времени: основные и относительные времена, относительное упот-ребление основных времен, переносное употребление времен. Категория наклонения: изъ-явительное, повелительное и сослагательные наклонения. Категория лица глагола: изме-няемость личного глагола по лицам и числам, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные глаголы. Категория залога: действительный, страдательный, возвратный, взаимовозвратный, средний и т.д.
  • Глагольные формы
    Неличные формы глагола. Грамматические особенности вербоидов. Инфинитив, супин, герундий, масдар.
  • Глагольные части речи
    Причастие. Деепричастие.
  • Служебные части речи
    Служебные части речи. Морфологические и синтаксические служебные слова: предлог, послелог, артикль, вспомогательный глагол, союз, частица, связка, служебные слова, слова степени. Союзные парентезы и союзы. Знаменательные и служебные слова. Модальные слова. Парентетическая функция модальных слов. Междометия. Обособленность междометий в системе частей речи.
  • Синтаксис как наука
    Синтаксический уровень языка. Роль синтаксического уровня языка в отражении картины мира. Четыре аспекта синтаксиса: конструктивный (формальный), семантический, коммуникативный, прагматический. Корреляция аспектов синтаксиса.
  • Словоформа как единица синтаксиса
    Свойства словоформы. Морфологическая форма и синтаксическая конструкция. Роль словоформы в организации синтаксических отношений в предложении. Слово-форма с точки зрения ее способности создавать грамматическую основу предложения (предикативные отношения). Словоформа – средство синтаксической связи (подчини-тельной) в словосочетании и предложении. Словоформа в сочинительных сочетаниях.
  • Словосочетание как единица синтаксиса
    Отличие словосочетания от предложения и слова. Проблема словосочетаний в грамматической науке (А.Х. Востоков, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, В.В. Вино-градов). Классификация словосочетаний по разным основаниям: по структуре, по лексико-грамматической природе главного слова, по смысловым отношениям между компонентами словосочетаний, по синтаксическим связям. Глагольные, именные (субстантивные, адъективные, прономинативные, нумеративные), наречные словосочетания. Смысловые отношения между компонентами словосочетаний: атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные. Структурные типы словосочетаний. Простые и сложные словосочетания. Комбинированные словосочетания. Свободные и несвободные словосочетания. Синтаксически и фразеологически несвободные словосочетания. Виды синтаксической связи слов в словосочетаниях. Согласование. Полное и неполное согласование. Выражение определительных и комплетивных отношений средствами согласования, приложение – особый вид неполного согласования. Управление. Роль лексико-грамматических свойств главного слова при управлении. Управление беспредложное и предложное. Управление сильное и слабое. Выражение объектных, субъектных, определительных, обстоятельственных и комплетивных отношений средствами управления. Вопрос об именном примыкании. Примыкание Сильное и слабое примыкание. Информативно недостаточные глаголы. Выражение обстоятельственных, определительных, объектных и комплетивных отношений средствами примыкания. Средства выражения синтаксических связей.
  • Предложение как единица синтаксиса
    Словосочетание и предложение. Высказывание и предложение. Аспекты логического, психологического, формально-грамматического определения предложения (Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Г. Пауль, Ф.Ф. Фортунатов, В.В. Виноградов). Признаки предложения: предикативность, интонационная и структурная оформленность.
  • Модальность
    Объективная модальность. Синтаксические времена и наклонения и формальные средства их выражения. Предложения невопросительные и вопросительные. Характеристика невопросительных предложений по цели сообщения: повествовательные, побудительные, предложения со значением желания. Интонация как средство выражения модальных значений. Вопросительные предложения. Грамматические средства оформления вопросительных предложений: вопросительная интонация, словорасположение, вопроситель-ные слова. Собственно-вопросительные предложения. Модальные оттенки вопросительных предложений (предложения вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, с модальными оттенками неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.). Вопросительно-побудительные предложения. Вопросительно-риторические предложения. Значение побудительных предложений (приказ, просьба, мольба, совет, предостережение, призыв и др.). Грамматические средства оформления побудительных предложений (побудительная интонация, форма сказуемого, частицы). Общеотрицательные и частноотрицательные предложения. Грамматические средства выражения отрицания. Отношение говорящего к сообщаемому: субъективно-модальное значение. Типы предложения по эмоциональной окраске. Средства реализации субъективной модальности.
  • Порядок слов и актуальное членение предложения
    Актуальное членение и способы его выражения в русском литературном языке. Функции порядка слов с точки зрения синтаксической структуры предложения и его актуального членения. Синтагматика и парадигматика высказываний. Состав компонентов актуального членения – тема и рема. Разграничение синтагматически независимых и синтагматически зависимых высказываний. Соотношение темы и ремы с «данным» и «новым». Не-расчлененные высказывания (высказывания с «нулевой темой»). Интонационные показатели темы и ремы. Особенности актуального членения синтаксически распространенных предложений. Понятие актуализации. Взаимодействие интонации и порядка слов как формальных смыслоразличительных признаков темы и ремы. Актуальное членение и лексико-семантическая структура предложения. (Понятие о лексико-семантической структуре предложения). Актуализация при помощи акцентных средств (без изменения порядка слов). Разные части речи в роли темы и ремы. Роль порядка слов, интонации и элементов лексико-семантической структуры предложения в экспрессивных высказываниях. Понятие о парцелляции и сегментировании как средствах актуального членения предложения.
  • Понятия прагматического синтаксиса
    Прямые речевые акты – косвенные речевые акты. Локуция, иллокуция, перлокуция.
  • Простое предложение
    Понятие о семантической структуре предложения. Типы грамматических основ. Предложения распространенные – нераспространенные. Односоставные предложения. Предложения полные и неполные. Нечленимые предложения.
  • Принципы выделения частей речи.
    Семантические, морфологические и синтаксические принципы выделения частей речи. Достоинства и недостатки традиционной классификации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Элемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен
    Экзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Элемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен
    Экзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.6 * Устный и письменный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.6 * Устный и письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012
  • Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Теория функционального синтаксиса, от семантических структур к языковым средствам, 2-е изд., 509 с., Мустайоки, А., 2010