We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Bychkova, Polina


Kolchina, Olga


Рахман Денис Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: – фонетическую и фонологическую систему русского языка, – основные фонетические законы и закономерности, действующие в языке; – основные виды лексического значения; – методы сбора и документации лингвистических данных; уметь: – анализировать звучащую речь, воспроизводить её в фонетической транскрипции; – оценивать и использовать информацию из различных источников для решения научных и практических задач в области фонетики и лексикологии; – использовать понятийный аппарат фонетики и лексикологии в смежных областях гуманитарного знания; владеть: – навыками распознавания и анализа фонетических явлений; – методами компьютерного анализа устной речи; – навыками анализа лексического значения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет представление о системном характере лексики
  • знает виды лексического значения
  • имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
  • знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
  • различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
  • знает происхождение и типологию фразеологических единиц
  • знает основной круг проблем фонетики и фонологии
  • знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
  • имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
  • знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
  • знает суперсегментные характеристики звучащей речи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
    История фонетики. Язык и речь. Концепции Ф. де Соссюра и Бодуэна де Куртенэ. Система языка и вариативность реализации. Основные понятия фонетики и фонологии: звук речи, звуковой тип, фонема. История фонетики
  • Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
    Звуковой компонент процесса коммуникации. Звуковые коды. Речепроизводство и перцепция. Устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков. Акустическая структура звуков и методы их исследования. Программа PRAAT
  • Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
    Фонология в России: от Бодуэна до современных фонологических школ. Основы фонологии Н.С. Трубецкого. Якобсон, Фант, Халле: акустические дистинктивные признаки. Фонема в дескриптивной лингвистике
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
    Типы чередования. Позиционное варьирование звуков речи: правила и процессы.
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
    Нейтрализация фонологических оппозиций. Виды ассимиляции. Фонетическая и фонологическая транскрипция. Система IPA.
  • . Суперсегментные единицы.
    Интонация и просодика. Понятие суперсегментного уровня. Интонация, компоненты и функции. Просодия и просодика. Просодическое оформление различных типов дискурса. Речеведение: основные понятия и методы исследования
  • Лексика как система.
    Системный характер лексики. Структура вокабуляра. Критерии системной организации. Тезаурусная обработка и презентация лексического значения.
  • Структура и виды лексического значения.
    Референтное / денотативное значение, сигнификативное, коннотативное значение. Смысл и значение (Фреге).
  • Вариантные отношения в лексике.
    Об асимметрии языкового знака. Моносемия, полисемия, омонимия. Изменение значения слов: расширение ‒ сужение ‒ смещение ‒ перенос. Понятие многозначности (полисемии). Регулярная и окказиональная многозначность. Лексикосемантические варианты. Проблема общего значения
  • Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
    Правила сочетаемостных ограничений. Семантические классы. Лексические поля. Ассоциативно-вербальные сети.
  • Лексика в социально-функциональном аспекте.
    Активная и пассивная лексика. Архаизмы и историзмы. Неологизмы, их разновидности и причины появления. Диалектная лексика. Просторечие. Жаргонизмы.
  • Фразеология.
    Типология фразеологических единиц. Фразеологические обороты с точки зрения происхождения. Стилистическое использование фразеологизмов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий презентации групповых докладов по фонетике
  • неблокирующий тесты по лексикологии
    Ответы на вопросы в разделе "Тесты" (ЛМС)
  • неблокирующий домашние работы по фонетике
  • неблокирующий письменный экзамен по билетам
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Презентации по тематике семинарских занятий по лексикологии
    Выкладываются по каждой теме семинарского занятия в разделе "Проекты" (ЛМС)
  • неблокирующий активная работа на семинарах по фонетике
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях по лексикологии в режиме видеоконференции
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка по разделу «Фонетика» формируется по следующей формуле: О фонетика = письменный экзамен*0,4 + работа на семинарах*0,6 Оценка по разделу «Лексикология» формируется по следующей формуле: О итоговая = 0,2 О КР+ 0,2 О КР+ 0,1 О тест + 0, 2 О активность на семинарах + 0,3 О экзамен (устный по билетам) Итоговая оценка по дисциплине формируется по результатам оценивания по двум разделам по формуле: О итог. = 0,5 О фонетика + 0,5 О лексикология
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Киселева М.С. - Лексика и словообразование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 293с. - ISBN: 978-5-9765-0927-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84301
  • Лобачева Н. А. - РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-07708-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-leksikologiya-frazeologiya-leksikografiya-fonetika-orfoepiya-grafika-orfografiya-437644
  • Ольховская А.И. - Полисемия как проблема общей и словарной лексикологии - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-2181-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74630
  • Самотик Л.Г. - Лексика современного русского языка: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 510с. - ISBN: 978-5-9765-1393-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100085

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алефиренко Н.Ф., Семененко Н.Н. - Фразеология и паремиология: учеб. пособие для бакалаврского уровня филологического образования - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 344с. - ISBN: 978-5-9765-0839-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109520
  • Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583
  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
  • Скоморохова С.В. - Лексикология: фразеология современного русского языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 151с. - ISBN: 978-5-9765-2495-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72695