We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of the Russian Language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of English Language
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-3 module

Instructor


Kolchina, Olga

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины история русского языка является усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков); развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко-социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингвистических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков); усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко-культурном содержании этих периодов; формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с историей русского языка;
  • усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков);
  • • развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко- социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингви- стических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков);
  • усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и ис- торико-культурном содержании этих периодов;
  • формирование умений читать и анализировать грамматический и стилисти- ческий строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет различать понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык», «праславянский язык», «древнерусский язык», «архетип», «праязык»; владеет периодизацией истории славянских языков
  • Умеет выделять гласные разного происхождения, объяснять их трансформацию
  • Способен определять позиции редуцированных, находить результаты падения редуцированных в словах СРЯ.
  • Способен объяснить процессы ассимиляции разных видов в СРЯ, правила современной русской орфографии в области шипящих и Ц.
  • Умеет анализировать разные гипотезы появления аканья в современном русском литературном языке.
  • Умеет определять происхождение звука О в словах СРЯ; знает судьбу напряженных фонем переднего и непереднего ряда.
  • Умеет объяснить формы существительных в СРЯ, находит примеры русско-церковнославянской адаптации соответствующих южнославянских (старославянских) форм, их отражение в орфографии.
  • Определяет результаты направления унификации типов склонений в истории русского языка; знает исторические истоки вариативности падежных флексий существительных в единственном числе в современном русском языке и в текстах русской литературы XVIII—XIX вв. Знает историю категории одушевленности в СРЯ.
  • Бакалавр способен определять способ передачи числового значения в древнерусском и СРЯ.
  • Умеет определять разряд местоимений, особенности изменения полных (местоименных) прилагательных
  • Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их.
  • Знает основные направления исследований в области русского исторического синтаксиса, пути формирования русской лексики.
  • Бакалавр способен различать древненовгородский диалект и древне- псковский диалекты: фонетические и морфологические изоглоссы праславянского и древнерусского происхождения. Южнодревнерусский диалектный ареал и его изоглоссы, проблема «киевского» и «галицко-волынского» диалектов. Смоленско-полоцкий диалект. Основные этапы формирования южновеликорусских, средневеликорусских и северновеликорусских говоров.
  • Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История языка как лингвистическое и историко-культурное понятие. Ис точники по истории языка. Правосточнославянские фонетические явления.
    Предмет истории русского языка, понятия исторической грамматики и истории литературного языка. Периодизация истории русского языка. Источники по истории русского языка. Древнейшие письменные памятники по истории русского языка, их датировка. Жанры и регистры древнерусской письменности раннего периода. Со- временные диалекты и их роль в реконструкции древнего языкового состояния. Славянские заимствования в финноугорские языки как источник по русской исторической фонологии. Славянские формы в византийской письменности. Правосточнославянские фонетические явления: утрата ринезма, восточнославян- ская реалиазция фонемы «ять», явления начала слога, их динамика в истории во- сточнославянского письменного узуса. Восточнославянские рефлексы йотовой палатализации и сочетаний гласных с плавными, их отражение в памятниках письменности разных исторических периодов. Стилистическая и семантическая дифференциация праславянских регионализмов в истории русского языка и в современном русском языке; второе, или «еровое», полногласие, его следы в русском языке
  • Тема 2. Падение редуцированных и его последствия, история напряжённых гласных.
    Правило Гавлика. Этапы падения редуцированных: утрата слабых редуцированных через ступень утраты слоговости, переогласовка редуцированных под влиянием следующего слога, вокализация сильных редуцированных в том числе в сочетании с плавными. Компенсационное удлинение («новый ять» и «о напряжённое»). «Исключения» из правила Гавлика в истории русского языка: морфологическое выравнивание основ, фонетически незакономерная вокализация редуцированных в консонантных группах; стилистические факторы в истории редуцированных и стилистическая дифференциация форм с разной рефлексацией редуцированных в современном русском языке; книжное произношение, книжная и бытовая орфография. Упрощение новых групп согласных, образовавшихся вследствие падения редуцированных. Развитие неэтимологических гласных.
  • Тема 3. История корреляции по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
    Ассимиляция (нейтрализация) согласных по глухости-звонкости в праславянском языке и в раннедревнерусском, её отражение в орфографии письменных памятни- ков. Формирование корреляции по глухости-звонкости вследствие падения редуци- рованных. Прогрессивная и регрессивная ассимиляция согласных в восточносла- вянских диалектах, в русском литературном языке и в других славянских языках. История фонемы ф; фонема в в слабой позиции по глухости-звонкости в истории русского языка (диалектная и стандартная литературная реализация разных воз- можностей развития). Реализация фонемы у в середине слова в позиции после гласных. Реализация смыслоразличительного признака твёрдости-мягкости в позднепраславянском языке, типы сочетаний согласных с гласными по признаку тембра, их отражение в орфографии письменных памятников. Праславянский палатальный ряд и его история в восточнославянских диалектах и в русском литературном языке. Падение редуцированных как основной фактор формирования корреляции по твёрдости-мягкости в славянских языках. Отвердение губных в истории русского языка, непереходное смягчение заднеязычных (кы, гы, хы → ки, ги, хи). Позиционное ограничение этого перехода в окончаниях им.п. ед.ч. м.р. прилагательных, следы этого явления в русской рифме XVIII—XIX вв. Заднеязычные согласные в сочетании с гласными переднего ряда в заимствованных словах и проблемы фонетической адаптации заимствований в истории русского языка.
  • Тема 5. Переход е в о. История напряжённых фонем переднего и непереднего ряда.
    Фонетические условия перехода е в о в древнейший период, в современных восточнославянских языках и диалектах, в современном русском литературном языке. Особенности перехода е в о в сочетании с шипящими и ц, относительная хронология процесса. Переход е в о в сочетании с р в истории русской литературной произносительной нормы. Морфологически мотивированные случаи отсутствия перехода е в о в приставках. Лексически и стилистически мотивированные случаи отсутствия перехода е в о в заимствованиях и книжной лексике; переход е в о в истории русской произносительной нормы XVIII—XX вв., его отражение в поэзии. Типы переходы е в о в результате морфологической аналогии. История фонем «ять» и о напряжённое. Хронологическая и диалектная стратифи- кация процесса, его отражение в письменных памятниках. Нейтрализация «ять» и е в древнерусском языке, её отражение в памятниках письменности. История фоне- мы «ять» и книжное произношение.
  • Тема 4. История корреляции согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости
    Гипотезы о возникновении аканья и данные письменных памятников. Хронологическая и региональная стратификация процесса развития аканья. Отражение аканья в современной русской орфографии. Явления редукции и гиперредукции в истории русского языка. Падение редуцированных и разрушение автономности слога как основной фактор развития аканья. Аканье как проявление тенденции к межслоговому взаимодействию в истории русского языка. Иные явления межслогового взаимодействия в истории русского языка.
  • Тема 6. Формальные особенности раннедревнерусского словоизменения. Категории древнерусского существительного. Звательный падеж.
    Особенности правосточнославянских флексий субстантивных и местоименных ос- нов мягкой разновидности род.п. ед.ч., им. и вин.п. мн.ч. и отражение этих флексий в памятниках письменности разных регистров. Русско-церковнославянская адаптация соответствующих южнославянских (старославянских) форм, их отражение в орфографии и их судьба дальнейшая судьба в истории русской литературной орфографической нормы. Категории древнерусского существительного. Особенности реализации категорий рода, числа и собирательности; собирательные субстантивные формы в истории плюральной парадигмы. История звательного падежа.
  • Тема 7. Формирование родовой субстантивной парадигмы в единственном числе
    Раннедревнерусская субстантивная словоизменительная парадигма как парадигма узуального типа. Словоизменительные типы, маркированные в отношении рода. Направления унификации типов склонений в истории русского языка. Исторические истоки вариативности падежных флексий существительных в единственном числе в современном русском языке и в текстах русской литературы XVIII—XIX вв. Аналогическое выравнивание твёрдой и мягкой разновидностей раннедревнерусских склонений по твёрдой разновидности. Флексия род.п. ед.ч. мягкой разновидности у существительных ж.р. в древненовгородском диалекте, в старорусской письменности, в восточнославянских диалектах и в русской литературе XIX в.
  • Тема 8. Формирование внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе.
    Сильные и слабые в родовом отношении типы раннедревнерусского склонения, аналогическое взаимодействие по признаку рода в парадигмах основ разных типов. Этапы формирования внеродовой парадигмы во множественном числе и их относительная и абсолютная хронология: родовое выравнивание, номинативно- аккузативный синкретизм, экспансия флексий дат.п., тв.п. и местн.п. с показателем -а-; причины этих процессов. Роль родоизменяемых согласуемых форм прилага- тельных и причастий в истории плюральной субстантивной парадигмы. Вариативность падежных флексий в им.п. и род.п. мн.ч. в русской литературе XIX—XX вв. и в современном русском языке, её исторические истоки.
  • Тема 9. История двойственного числа; история категории одушевлённости
    Исходная позднепраславянская подсистема форм двойственного числа. Разновидности употребления раннедревнерусского дуалиса: свободное, свободное дистрибутивное, связанное, прономинально-вербальное. Двойной дуалис (двандва). Динамика двойственного числа в древнерусском языке. Распад дуальной парадигмы, развитие нового двойственного квантитатива. Реликты двойственного числа в современном русском языке. Праславянские истоки категории одушевлённости, её реализация независимо от категорий лица или социальных характеристик. Динамика категории одушевлённости в разных типах склонений в единственном и множественном числе субстантивной парадигмы, причины такой динамики. Динамика категории одушевлённости в адъективной и местоименной парадигмах. Хронологическая и региональная стратификация процесса развития категории одушевлённости. Вариативность в употреблении одушевлённых и неодушевлённых форм в старорусском и современном русском языке.
  • Тема 10. История числительных
    Проблема позднепраславянских числовых обозначений как особой части речи. Морфосинтаксические особенности числовых обозначений в позднепраславянском: типы склонения и координации с другими частями речи, парадигмы квантитативных конструкций. Числительные простые и составные, количественные и порядковые; собирательные числительные. Динамика числительных в позднедревнерусский период, морфосинтаксические инновации в квантитативной парадигме.
  • Тема 11. История местоимений и прилагательных
    Разряды древнерусских местоимений и их склонение. История форм личных и не- личных местоимений. История образования местоимений третьего лица. Раннедревнерусская система склонения прилагательных. Именные, членные и местоименные формы. Диалектные различия в членных формах м.р. ед.ч. им.п. Взаимодействие твёрдой и мягкой разновидностей склонения, развитие синкретизма форм род.п., дат.п. и местн.п. ед.ч. ж.р. Вытеснение именных форм членными. Утрата родовых различий в парадигме мн.ч. и дв.ч. Взаимодействие местоименной и адъективной словоизменительных парадигм. История сравнительной степени.
  • Тема 12. История глагольных времён
    Раннедревнерусская система глагольных времён. Проблема восточнославянского имперфекта. Восточнославянский плюсквамперфект и его история. Утрата аориста и обобщение перфекта как универсальной формы прошедшего времени. Конкуренция форм перфекта и аориста в книжных и некнижных письменных памятниках. История форм будущего времени. История форм ирреальных наклонений.
  • Тема 13. Диалектное членение в древнерусском языке
    Раннедревнерусское диалектное членение. Древненовгородский диалект и древне- псковский диалекты: фонетические и морфологические изоглоссы праславянского и древнерусского происхождения. Южнодревнерусский диалектный ареал и его изоглоссы, проблема «киевского» и «галицко-волынского» диалектов. Смоленско- полоцкий диалект. Основные этапы формирования южновеликорусских, средневеликорусских и северновеликорусских говоров.
  • Тема 14. Обзор проблематики исторического синтаксиса и исторической лексикологии.
    Направления исследований в области русского исторического синтаксиса. Русская историческая лексикология и лексикография, исторические словари славянских языков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Оитоговая = 0.15Оконтр + 0.35актив + 0.5Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесов В. В. - ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 217с. - ISBN: 978-5-534-03563-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-fonetika-russkogo-yazyka-437937
  • Шахматов А. А. ; Под ред. Обнорского С.П. - ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-9916-9605-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-morfologiya-russkogo-yazyka-437863

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буслаев Ф. И. - ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ЭТИМОЛОГИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-11842-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-grammatika-russkogo-yazyka-v-2-ch-chast-1-etimologiya-446263