• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Legal Linguistics

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Fundamental and Applied Linguistics
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс интегрируется с предыдущими курсами и дисциплинами, пройденными студентами на программе. Дает представление о профессиональном поле деятельности судебного эксперта-речеведа. Знакомит с основными видами речеведческих экспертиз и методиками, применяемыми в них.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Лингвистическая экспертиза» являются овладение студентами навыками проведения лингвистической экспертизы, в частности, экспертизы в области функционирования языка в обществе, а также навыками составления экспертного заключения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать понятие «лингвистическая экспертиза», общие положения, предмет, объект, цели лингвистической экспертизы, основные методы и методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; структуру экспертного заключения; основные вопросы по категориям дел.
  • Различать понятия: негативная информация, инвективная лексика, неприличная форма, нормы речевой культуры, диагностический комплекс унижение, адресат, адресант, информация о конкретном человеке, публичность дискурса, дискредитация, языковая манипуляция, недостоверная реклама, недобросовестная реклама; негативная информация, призыв, побудительное высказывание, возбуждение вражды, язык вражды. Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках экспертов.
  • Знать основные методы сбора и анализа информации, способы ее формализации; методы и приемы филологической работы с различными типами текстов
  • Уметь анализировать и систематизировать научную информацию в области лингвистической экспертизы; использовать современные подходы и методы к описанию лингвистических единиц; описывать и проводить формальную репрезентацию денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в спорном тексте; определять в исследуемом тексте спорные речевые фрагменты, содержащие признаки речевого манипулирования (языковые средства и коммуникативные приемы)
  • Уметь анализировать имеющиеся в спорном текстовом фрагменте признаки языкового манипулирования; проводить три этапа лингвистического анализа, необходимые для экспертного лингвистического исследования: предметно–тематический (о ком, о чем и что именно говорится); оценочно–экспрессивный (как оценивается то, о чем говорится, и какие эмоции у автора вызывает); целевой (зачем говорится); умение проводить лингвистическую экспертизу, в частности, экспертизу в области функционирования языка в обществе.
  • Владеть навыком проведения самостоятельного анализа и установления закономерности между лингвистическими фактами; навыком аргументированного представления выводов своих исследований в письменной форме; навыком сбора и анализа языковых фактов, необходимых для проведения лингвоэкспертного анализа и интерпретации текста; навыком дифференциации объективной информации от манипулятивной, навыком распознавания манипулятивных приемов и методов в речи; навыком выявления значения слов и выражений;
  • Владеть навыком описания языковых средств и коммуникативных приемов, выявленных в спорном тексте; навыком проведения лингвистической экспертизы спорных текстов в соответствии с типовой методикой экспертного исследования (Лингвистическое исследование устных и письменных текстов, ЭКЦ МВД России); базовыми знаниями в области теории и практики лингвистической экспертизы, связанными с юридизацией речевых конфликтов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экспертиза
  • Фоноскопическая (фонографическая) экспертиза, экспертиза видео- и звукозаписи.
  • Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Экстремизм. Cт. 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), ст. 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») УК РФ.
  • Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Ст. 152 («Защита чести, достоинства и деловой репутации») ГК РФ, ст. 129 («Клевета»), Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Ст. 5.61 («Оскорбление») КоАП РФ, ст. 297 («Неуважение к суду»)
  • Лингвистическая экспертиза как вид речеведческой
  • Иные виды речеведческих экспертиз.
  • "Вызовы времени"
  • Автороведческая экспертиза
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Заключение эксперта
  • неблокирующий Работы по темам
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Работа на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.4 * Заключение эксперта + 0.2 * Работа на занятиях + 0.3 * Работы по темам + 0.1 * Тест

Авторы

  • Хоменко Анна Юрьевна
  • Жукова Валерия Валерьевна