• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Functional and Cognitive Models in Linguistics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Fundamental and Applied Linguistics
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructors


Gladkova, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: Знать теоретические основы функциональной лингвистики и когнитивистики. Понимать отличие методологии функционального и когнитивного анализа. Уметь пользоваться методами и приёмами описания концептов, структурирования и моделирования знаний разных форматов. Владеть навыками обнаружения языковых соответствий, выявления сходства когнитивных механизмов, оперирующих в разных языках. Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - теория языка; - лингвистический анализ текста; - введение в теорию МКК.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике» являются освоение методологии когнитивной науки, формирование представления об основных когнитивных процессах, связанных с языком.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать определение понятия "функция" в разных школах, уметь идентифицировать особенности каждой школы функционалистики
  • знают основы психолингвистики
  • осваивают основных понятий дисциплины, умеют ими оперировать
  • осваивают понятие категории по Аристотелю, Э. Рош, Дж. Лакоффу
  • осваивают разные взгляды на концепт, умеют синтезировать понятие на основе разных научных взглядов
  • осваивают схемы категоризации и концептуализации, умеют отличать два понятия
  • осваивают функционал когнитивной грамматики, когнитивной семантики, когнитивной фонологии и поэтики
  • различают понятия научная, концептуальная, наивная, языковая картина мира
  • умеют использовать понятие образной схемы Дж. Лакоффа, категорию конфигурационной структуры Л. Талми
  • умеют использовать разные методики концептуального анализа для разного речевого материала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
  • Понятия функция и система в разных лингвистических теориях
  • Основные понятия когнитивной лингвистики
  • Категоризация и концептуализация.
  • Теория концептуализации.
  • Принципы языковой категоризации
  • Методики концептуального анализа
  • Картина мира
  • Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики и основа языковой картины мира
  • История психолингвистики и актуальные вопросы когнитивистики
  • Ассоциативные словари в методике когнитивного анализа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная тестова работа
    тест на основе преподаваемого материала
  • неблокирующий домашнее задание и активность
    участие на основе вопросов к семинарам и плдготовка доклада
  • неблокирующий Устный экзамен
    две части - блиц-опрос по билетам (0.25) и презентация по курсовой работе (0.25)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Устный экзамен + 0.4 * домашнее задание и активность + 0.1 * контрольная тестова работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику, курс лекций : учебное пособие, М-во образования и науки РФ ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; Российская ассоц. лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп., 235 с., Болдырев, Н. Н., 2014
  • Маслова В.А. - Введение в когнитивную лингвистику - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-748-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Норман, Б. Ю. Когнитивный синтаксис русского язык : учебное пособие / Б. Ю. Норман. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 254 с. — ISBN 978-5-9765-1586-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119413 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Хоменко Анна Юрьевна
  • Белова Полина Евгеньевна
  • Гладкова Анна Николаевна
  • Романова Татьяна Владимировна
  • Куликова Валентина Александровна