We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Language II

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Fundamental and Applied Linguistics
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Kolchina, Olga

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формированиеу студентов целостного представления о морфологии как разделе грамматики и навыков морфологического анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания. формирование системы знаний студентов о морфологическом уровне языка, знакомство с основными направлениями грамматических исследований в современной мировой и отечественной лингвистике развитие навыков лингвистического мышления развитие навыков самостоятельной работы, знакомство с новыми технологиями самостоятельной работы в процессе усвоения нового материала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
  • Морфологическая классификация языков.
  • Морфемика как раздел морфологии
  • Принципы выделения частей речи.
  • Именные части речи.
  • Глагол как часть речи
  • Глагольные формы
  • Глагольные части речи
  • Служебные части речи
  • Введение в грамматическую семантику. Морфологические значения. Грамматические vs. не-грамматические значения. Обязательность. Контекстная вытеснимость. Кумуляция. Граммати-ческие категории, граммемы и грамматические оппозиции. Квазиграммемы и грамматическая периферия. Грамматический разряд и словоизменительный тип.
  • Морфологические модели. Морфология в ряду других лингвистических дисциплин. Прин-ципы морфологического описания. Четыре типа морфологических теорий. Распределённая морфология. Просодическая морфология. Морфология и фонология. Морфология и синтаксис, морфосинтаксис. Морфология и семантика.
  • Клитики. Акцентная самостоятельность. Понятие автономности. Энклитики, проклитики, эн-клиномены. Закон Ваккернагеля. Эндоклитики. Линейно-синтагматические свойства слово-форм, морфем и промежуточных единиц. Диахроническая эволюция от словоформы к аффиксу.
  • Основная литература
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах по морфемике и морфологии
    Элемент контроля предполагает работу на семинарах, выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Самостоятельные практические работы
    Выполнение заданий по морфемике и морфологии самостоятельно во время учебных занятий
  • неблокирующий Контрольная работа по морфемике и словообразованию
    Контрольная работа включает задания разных уровней.
  • неблокирующий Материалы для самостоятельной проверки знаний
    Материалы по морфемике, морфологии и лексикологии для подготовки к практической части экзамена
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен по морфемике и морфологии
    Экзамен проводится в устной форме и состоит из двух частей - практической (анализ языкового материала) и теоретической (опрос по ключевым темам курса) в течение 10 - 15 минут. Экзаменационная оценка формируется в равной мере из двух частей. Студент может быть освобожден от практической части экзамена при наличии оценки "хорошо" или "отлично" за самостоятельные практические работы. В этом случае экзаменационная оценка приравнивается к оценке за теоретическую часть экзамена.
  • неблокирующий Устный экзамен с практическим заданием
    Устная часть представляет собой ответы по терминологии дисциплины "Морфемика и словообразование", практическая часть - задание морфемного и словообразовательного разбора. Экзаменационная оценка формируется в равной мере из двух частей. Студент может быть освобожден от практической части экзамена при наличии оценки "хорошо" или "отлично" за самостоятельные практические работы. В этом случае экзаменационная оценка приравнивается к оценке за теоретическую часть экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Контрольная работа по морфемике и словообразованию + 0.4 * Самостоятельные практические работы + 0.4 * Устный экзамен с практическим заданием
  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Работа на семинарах по морфемике и морфологии + 0.3 * Самостоятельные практические работы + 0.5 * Устный и письменный экзамен по морфемике и морфологии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012
  • Русский язык. Практикум, учебное пособие, 352 с., Введенская, Л. А., Семёнова, М. Ю., 2006
  • Современный русский язык : Лексикология, фонетика, морфология, учебное пособие, 3-е изд., 408 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грамматическая семантика : русский язык в типологической перспективе, Князев, Ю. П., 2007

Авторы

  • Колчина Ольга Николаевна
  • Куликова Валентина Александровна