We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old Church Slavonic

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Fundamental and Applied Linguistics
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor


Kolchina, Olga

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются: 1. ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительно-исторического языкознания славянских языков 2. усвоение студентами знаний об основных законах языковой эволюции (на материале праславянской исторической фонологии и морфологии); 3. развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.); 4. усвоение знаний о периодизации языка славянской письменности; 5. формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв. 6. создание лингвистической базы для чтения и анализа текстов древнерусской письменности. знать - общую проблематику праславянской исторической фонологии и исторической морфологии; - основные черты и специфику языковой эволюции праславянского языка в сравнении с другими индоевропейскими языками; - историческую основу явлений современного русского языка. уметь - читать и понимать памятники древней славянской письменности X-XI вв.; - объяснять историческую природу языковой вариативности в современном русском языке. владеть - навыками лингвистического чтения памятников древнецерковнославянской письменности; - приемами и методами исторического анализа языковых явлений. Настоящая дисциплина относится к обязательной части профессиональной подготовки программы обучения студентов-бакалавров. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Введение в языкознание - Палеография. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительноисторического языкознания;
  • ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительно-исторического языкознания
  • Усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале праславянской исторической фонологии и морфологии);
  • Развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.);
  • развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.);
  • Усвоение знаний о периодизации праславянского языка;
  • усвоение знаний о периодизации праславянского языка
  • Формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв.
  • формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Бакалавр способен определять происхождение старославянских гласных, устанавливать результаты действия закона открытого слога.
  • Знает систему старославянского именного склонения, умеет определять склонение существительных и именных прилагательных
  • Способен находить результаты закона Педерсена в старославянских словах.
  • Способен определять способ передачи числового значения
  • Умеет выделять гласные разного происхождения, объяснять их трансформацию
  • Умеет находить аналитические формы в тексте и определять наклонение и форму глагола.
  • Умеет образовывать степени сравнения старославянских прилагательных, особенности их употребления.
  • Умеет определять класс старославянского глагола, форму его времени.
  • Умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их.
  • Умеет определять процессы в области согласных старославянского языка.
  • Умеет определять разряд местоимений, особенности изменения полных (местоименных) прилагательных
  • Умеет определять рефлексы дифтонгов и дифтонгических сочетаний в условиях действия закона открытого слога.
  • Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива.
  • Умеет определять степень звучности в словах старославянского языка, результаты действия закона сингармонизма
  • Умеет различать виды праславянских палатализаций, способен анализировать старославянские слова с целью определения палатализации.
  • Умеет различать понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык», «праславянский язык», владеет периодизацией истории славянских языков и определяет место и значение старославянского языка в истории славянских языков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аналитические времена
  • Старославянские азбуки
  • Позднеиндоевропейские фонетические законы
  • Раннепраславянский вокализм в его отношении к позднеиндоевропейскому.
  • Ряды индоевропейских согласных и их история в праславянском
  • Слоговой сингармонизм
  • Морфосинтаксис числовых обозначений
  • Праславянские дифтонги
  • Праславянские палатализации
  • Система инфинитива
  • Именная словоизменительная парадигма
  • Система презенса
  • Местоименная словоизменительная парадигма
  • Классы старославянского глагола
  • Членные и местоименные прилагательные
  • Старославянский и церковнославянский язык
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий контрольная работа по фонетике
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.05 * Активность на занятиях + 0.1 * Активность на занятиях + 0.05 * Самостоятельная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен + 0.2 * контрольная работа по фонетике
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Войлова К.А. - СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 368с. - ISBN: 978-5-534-02308-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/staroslavyanskiy-yazyk-414839
  • Селищев, А. М.  Старославянский язык в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. М. Селищев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 337 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-03204-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433684 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кривко, Р. Н.  Очерки языка древних церковнославянских рукописей : учебник для вузов / Р. Н. Кривко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 443 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06569-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441422 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Фортунатов, Ф. Ф.  Лекции по фонетике старославянского (церковнославянского) языка / Ф. Ф. Фортунатов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 195 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11835-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446259 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Колчина Ольга Николаевна
  • Мохова Любовь Константиновна