We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methods of Teaching Russian to Foreigners

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2 module

Instructor


Бинштейн Маргарита Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка для иностранцев» являются овладение студентами различными методами и подходами к обучению русскому языку как иностранному, приобретение теоретических знаний и практических навыков и умений обучения продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности, лексической, грамматической и фонетической сторонам речи, принципам организации учебного процесса и подходам к оценке его качества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать специфику обучения РКИ (в отличие от РКН, РКР, РКДР)
  • знать основные принципы методики преподавания РКИ
  • знать особенности системы тестирования ТРКИ и критерии оценивания текстового материала
  • уметь пользоваться Стандартами и Лексическими минимумами при отборе и разработке учебного материала
  • уметь планировать процесс обучения в зависимости от поставленных целей обучающегося
  • уметь использовать разные методы и технологии обучения РКИ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
  • Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник.
  • Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
  • Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
  • Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
  • Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
  • Обучение грамматике.
  • Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
  • Обучение навыкам аудирования.
  • Обучение говорению и произношению.
  • Обучение навыкам чтения и лексике.
  • Обучение письменным навыкам.
  • Психологические основы обучения.
  • Планирование урока. Подведение итогов курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета разработка урока
    на основе изученных методик студент подготавливает разработку собственного урока
  • неблокирующий активность на семинарах и выполнение домашних заданий
    В течение модуля студент выполнял практические домашние задания, а также активно участвовал в обсуждении дискуссионных тем
  • блокирует часть оценки/расчета Составление полиморфного теста итогового контроля
    Студент составляет полиморфный (задания минимум 5 форм) критериально ориентированный тест итогового контроля по спецкурсу "Русский язык как иностранный"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Составление полиморфного теста итогового контроля + 0.4 * активность на семинарах и выполнение домашних заданий + 0.3 * разработка урока
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Перехвальская, Е. В.  Этнолингвистика : учебник для академического бакалавриата / Е. В. Перехвальская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02616-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433205 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина, А. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.

Авторы

  • Грушко Ксения Александровна
  • Бинштейн Маргарита Михайловна