We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Discourse analysis of various spheres of communication

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of Fundamental and Applied Linguistics
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Бинштейн Маргарита Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

В содержание дисциплины входит рассмотрение понятия текста с точки зрения разных лингвистических парадигм, текстовых категорий, а также соотношения понятий текст-дискурс-гипертекст-интертекст-метатекст-прецедентный текст. Целью освоения дисциплины является формирование представления о дискурс-анализе в приложении к разным сферам коммуникации, формирование навыков владения основными методами, принципами и процедурами дискурс-анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • – формирование у студентов основных понятий о дискурс-анализе в приложении к разным предметным областям: тексты художественной литературы, масс-медиа и др.;
  • – ознакомление студентов с основными методами, принципами и процедурами текстового анализа и дискурс- анализа;
  • – развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата дискурс-анализа в дру-гих сферах гуманитарного знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными методами, принци-пами и процедура-ми дискурс- анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Соотношение понятий: текст-дискурс. Текст как объект рассмотрения раз-ных направлений лингвистики.
  • Раздел 2. Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории. Харак-теристики текста и текстовые категории
  • Раздел 3. Направленные зависимости текстообразующих категорий при порождении и вос-приятии текста .Модели порождения текста. Модели восприятия текста.
  • Раздел 4. Текст и его смысл.
  • Раздел 5. Дискурс как языковой коррелят соответствующей сферы коммуникативно-речевой деятельности, человеческого сознания и практики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • блокирует часть оценки/расчета написание реферата
    Написание реферата, который требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы, соотносимой с областью "дискурсивного анализа"
  • неблокирующий Коллективная беседа с преподавателям по основным темам дисциплины
    Студентам заранее предоставляется список вопросов итогового контроля. Во время семинара проводится коллективный опрос, целью которого являются обобщение и систематизация знаний.
  • блокирует часть оценки/расчета Тест итогового контроля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.1 * Коллективная беседа с преподавателям по основным темам дисциплины + 0.4 * Тест итогового контроля + 0.2 * активность на семинарах + 0.3 * написание реферата
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • МЕРКУРЬЕВА ВЕРА БРОНИСЛАВОВНА. (2015). Лингвистический Анализ Художественного Текста. Crede Experto: Транспорт, Общество, Образование, Язык, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16984526

Рекомендуемая дополнительная литература

  • БОЛОТНОВА НИНА СЕРГЕЕВНА. (2015). Коммуникативная Стилистика Текста: Медийные Коммуникативные Универсалии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.57D6589
  • Солганик, Г. Я. Стилистика текста : учебное пособие / Г. Я. Солганик. — 12-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 256 с. — ISBN 978-5-89349-008-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74647 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Филологический анализ текста : учеб. пособие/ Г.Н. Тарасова ; под ред. Н.М. Шан¬ского. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 237 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1017980
  • Шанский, Н. М. Лингвистический анализ художественного текста : учебное пособие / Н. М. Шанский. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 416 с. — ISBN 978-5-9765-4156-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135367 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Бинштейн Маргарита Михайловна
  • Романова Татьяна Владимировна