We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Introduction to Linguistic Anthropology"

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Введение в лингвистическую антропологию» знакомит студентов с ключевыми теоретическими основаниями современной лингвистической антропологии как субдисциплины гуманитарного цикла. В рамках курса изучается история развития лингвистической антропологии, гипотеза лингвистической относительности и её современное состояние. Анализируются основные достижения лингвистической антропологии, в первую очередь представление о связи языка и культуры. Кроме этого, описываются основные методы и приёмы анализа языковых сообществ, принятые в лингвистической антропологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими основами лингвистической антропологии.
  • Изучить историю развития лингвистической антропологии.
  • Изучить историю гипотезы лингвистической относительности.
  • Изучить основные достижения лингвистической антропологии.
  • Изучить основные понятия и предмет лингвистической антропологии.
  • Изучить основные методы и приѐмы анализа языковых сообществ, принятые в лингвистической антропологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дать критическую характеристику направления «лингвокультурологии».
  • Дать определение ГЛО и охарактеризовать её современное состояние; описать особенности неоконфуцианства.
  • Описать в сравнении особенности полевых исследований в лингвистической антропологии.
  • Описать взаимосвязь между религиями Писания и конкретными языками; между другими религиозными системами и языком.
  • Описать влияние политики и социального устройства общества на язык и обратно; описать связь языка и гендера.
  • Описать связь языка и этничности, а также понятие идентичности и механизмы ее формирования.
  • Описать, как в различных языках выражаются цвет, пространство, время, системы родства, системы счисления; описать различия между наивной и научной картинами.
  • Описать, что такое народная лингвистика и какие мифы о языке наиболее часто встречаются.
  • Сформулировать подходы лингвистической антропологии к описанию коммуникации.
  • Сформулировать различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, «лингвокультурологией», социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Лингвистическая антропология и смежные науки.
  • Тема 2. Мифы о языке и отношение к языку.
  • Тема 3. Гипотеза лингвистической относительности.
  • Тема 4. «Лингвокультурология».
  • Тема 5. Связь языка и смыслов. Категоризации в языке.
  • Тема 6. Язык и религия.
  • Тема 7. Идентичность.
  • Тема 8. Этнография коммуникации.
  • Тема 9. Гендер и язык. Язык и власть.
  • Тема 10. Методы полевых исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Бонусные кейсы повышенной сложности для получения оценок 9 и 10
    Для получения оценок 9 и 10 студентам трижды в течение курса даётся 2-3 антропологических кейса повышенной сложности. Решение кейсов сдаётся в письменном виде через неделю после выдачи задания (на каждый кейс -- эссе 800-1200 слов). При успешном решении 5-6 кейсов студент может претендовать на оценку 10 при условии успешного выполнения базовых требований к курсу. При успешном решении 3-4 кейсов -- на оценку 9 при тех же условиях.
  • неблокирующий Участие в семинарах и промежуточных опросах
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Бонусные кейсы повышенной сложности для получения оценок 9 и 10 + 0.1 * Бонусные кейсы повышенной сложности для получения оценок 9 и 10 + 0.4 * Устный экзамен + 0.2 * Участие в семинарах и промежуточных опросах + 0.2 * Участие в семинарах и промежуточных опросах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Перехвальская, Е. В.  Этнолингвистика : учебник для академического бакалавриата / Е. В. Перехвальская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02616-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433205 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Санникова, И. И. Этнолингвистика : учебное пособие / И. И. Санникова , под редакцией А. А. Петрова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 109 с. — ISBN 978-5-9765-2487-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72688 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Сомин Антон Александрович