We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Language I

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of Fundamental and Applied Linguistics
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Бинштейн Маргарита Михайловна


Kolchina, Olga

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов необходимых знаний и навыков в области фонетики, фонологии и лексикологии, морфемики, морфологии, ситаксиса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает виды лексического значения
  • знает основной круг проблем фонетики и фонологии
  • знает происхождение и типологию фразеологических единиц
  • знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
  • знает суперсегментные характеристики звучащей речи
  • знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
  • знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
  • имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
  • имеет представление о системном характере лексики
  • имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
  • различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
  • Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
  • Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
  • . Суперсегментные единицы.
  • Лексика как система.
  • Структура и виды лексического значения.
  • Вариантные отношения в лексике.
  • Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
  • Лексика в социально-функциональном аспекте.
  • Фразеология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Выполнение заданий самостоятельно на оценку.
  • неблокирующий Контрольная работа по лексикологии
    Контрольная работа с практическими заданиями по темам.
  • неблокирующий Активность на семинарах по фонетике
    Активность предполагает ответы на вопросы на преподавателя, подготовку презентаций по теме, выполнение практических заданий и домашних работ
  • неблокирующий Устный опрос
    Обучающиеся заранее получают список вопросов, по которым готовят устные ответы.
  • неблокирующий Контрольная работа по фонетике
    Контрольная работа включает тестовую (10 закрытых вопросов с выбором одного правильного ответа, 2 открытых вопроса на определение понятия) и практическую часть.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой письменный ответ на 2 вопроса по фонетике/фонологии и 2 вопроса лексикологии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.05 * Активность на семинарах по фонетике + 0.1 * Контрольная работа по лексикологии + 0.1 * Контрольная работа по фонетике + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.1 * Устный опрос + 0.5 * Экзамен + 0.05 * активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Современный русский язык : Лексикология, фонетика, морфология, учебное пособие, 3-е изд., 408 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014

Авторы

  • Климова Маргарита Андреевна
  • Колчина Ольга Николаевна
  • Хоменко Анна Юрьевна
  • Бочкарев Андрей Евгеньевич