We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Educational Policy Evaluation

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of Social Sciences
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Практика анализа образовательной политики» направлена на развитие экспертных навыков у работников образования - слушателей курса. В процессе освоения дисциплины слушатели знакомятся с актуальными проблемами (задачами) в области образовательной политики России, с различными подходами, используемыми для их осмысления и решения, с методами и методиками оценки различных аспектов образовательной политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины «Практика анализа образовательной политики» – систематизация знаний слушателей программы в области политического, правового, экономического и социального развития российского образования, развитие навыков анализа исследований в области образования, а также освоение основных методик экспертного анализа качества образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использует изученные теоретические схемы, концепции и алгоритмы для анализа материалов в области образования
  • Называет ключевые понятия и проблемы межкультурной образовательной коммуникации; перечисляет и объясняет факторы воспроизводства социального неравенства в образовательном процессе; предлагает на основе изученных концепций образовательные стратегии для обеспечения вертикальной мобильности учащихся в конкретном образовательном учреждении
  • Называет методики оценки эффективности деятельности образовательных учреждений и использует данные методики для анализа деятельности конкретного образовательного учреждения
  • Перечисляет и объясняет функционирование национальных и международных систем измерения качества образования, предлагает рекомендации для конкретного образовательного учреждения для подготовки к данным измерительным процедурам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Роль образования и науки в модернизации России
    Место образования и науки в стратегии модернизации России. Политика в области образования и образовательная политика. Образование и наука и проблема национальной безопасности. Влияние радикальных политических и социально-экономических трансформаций общества на образование и науку. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Концепция опережающего развития России на основе образовательной и научно-инновационной политики.
  • 1.2. Законодательные основания и правовые аспекты федеральной образовательной политики начала XXI века.
    Основные направления российского образовательного законодательства на рубеже XX – XXI в.в.: конституционное законодательство, интегральные законы, законы «тумблерного типа», бифункциональные законы, законы ситуативного назначения, законодательные акты в смежных областях права. Реформирование российского образования в начале XXI века.
  • 1.3. Реформирование и модернизация образования: российский и международный опыт.
    Российская концепция образования, в сравнительном контексте европейского и американского опыта. Развитие цифрового обучения.
  • 2.1. Новые вызовы образовательной системы России: социальное неравенство, обострение межкультурного взаимодействия.
    Образовательная система как основа воспроизводства социальной системы общества. Проблема социального неравенства как проблема образовательных учреждений. Обострение межконфессионального и межэтнического противостояния. Влияние глобализации на систему образования. Проблема адаптации детей трудовых мигрантов
  • 2.2. Социально-экономические основы эффективности школ.
    Социальные и социально-экономические факторы, определяющие функционирование школы. Анализ методик обоснования эффективности и результативности деятельности школ (экономические, социальные, психолого-педагогические аспекты). Влияние неэкономических факторов на образовательные результаты школьников.
  • 2.3. Современная школа и система довузовской подготовки.
    Анализ организации профильного обучения в системе общего среднего образования в России и за рубежом. Система «довузовской подготовки» у широком и узком смысле определения термина. Довузовская подготовка и развитие региональной системы непрерывного образования. Система довузовской подготовки как модель опережающего обучения. Проектирование содержания и оценка эффективности довузовской подготовки.
  • 2.4. Российские и международные стандартизированные процедуры измерения качества общего образования (PISA, TIMSS, PIRLS и др.).
    Мониторинг и статистика в образовании. Российский опыт создания системы оценки качества образования. Характеристика общероссийской системы оценки качества образования. Внешняя оценка качества знаний учащихся. Международные измерительные процедуры (TIMSS, PIRLS, PISA). Региональные системы оценки качества образования.
  • 3.1. Государственная политика интеграции российского образования в европейскую систему образования.
    Структура квалификаций, выполнение стандартов, системы качества, признание степеней, программ и сроков обучения. Мобильность студентов и преподавателей: основные проблемы. Обучение в течение всей жизни.
  • 3.2. Проблема управления качеством высшего образования.
    Ценности и стандарты высшего образования. Государственные и негосударственные программы высшего образования. Мониторинг качества образования в России. Концептуально-методическая основа для оценки качества образования выпускников. Перспективы управления качеством образования.
  • 3.3. Развитие высшего образования: вуз, регион, округ.
    Инновационный опыт развития высшего образования в Приволжском Федеральном округе. «Внешние кейсы»: Total Quality Management (TQM) в Ивановском государственном энергетическом университете, в Алтайском государственном университете.
  • 3.4. Образовательное пространство России как единое пространство образовательной политики.
    Единое образовательное пространство - фактор инновационного развития. Стратегии развития образования в экономике знаний. Международное образовательное сотрудничество в условиях модернизации российского образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашнее задание предполагает письменный развернутый анализ магистрантом экспертного мнения о тех или иных аспектах образовательной политики (экспертное мнение преподаватель размещает в LMS для ознакомления студентами) и оценивается преподавателем согласно следующим критериям.
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.4 * Домашняя работа + 0.4 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воскресенская Н.О., Горбань А.А, Лаптева Е.В., Махаматова С.Т, Морозова О.М., Муравьева Л.А., Мурашова Е.М. и др - Образование в России и мире. Исторический опыт и перспективы развития - Русайнс - 2019 - 250с. - ISBN: 978-5-4365-3661-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933563

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алдошина М. И. - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-534-12038-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-problemy-nauki-i-obrazovaniya-446688
  • Герасимова В.Г., Дьяконова Л.П., Женова Н.А. - Цифровое образование. Модели, платформы и технологии. Аспирантура. Бакалавриат. Магистратура - Русайнс - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-4365-3638-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933014
  • Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Монография / Серякова C.Б. - М.:Прометей, 2016. - 164 с. ISBN 978-5-9907452-9-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557965
  • Михальчи Е. В. - ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-04943-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/inklyuzivnoe-obrazovanie-441176
  • Москвин С. Н. - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-11817-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-proektami-v-sfere-obrazovaniya-446191
  • Отв. ред. Золотарева А. В. - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 267с. - ISBN: 978-5-534-06301-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-istoriya-i-sovremennost-436482
  • Ощехина О.В. - Дополнительное образование сельских школьников - КноРус - 2017 - 95с. - ISBN: 978-5-4365-0898-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925850
  • Чернопятов А.М. - Наука, образование и практика: профессионально-общественная аккредитация, тьюторство, информационные технологии - Русайнс - 2017 - 159с. - ISBN: 978-5-4365-1756-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929571
  • Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В. - КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 229с. - ISBN: 978-5-534-10803-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kadry-upravleniya-obrazovaniem-sociologicheskiy-analiz-431558