We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Educational Theories and Educational Reforms

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Social Sciences
Course type:
Bridging course
When:
1 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Цели освоения дисциплины «Образовательные теории и образовательные реформы» – знакомство с важнейшими образовательными идеями, концепциями и теориями, оказавшими значительное влияние на развитие и состояние современного образования; осознание и осмысление философских и идеологических оснований собственного профессионально-педагогического мировоззрения (самоопределение в пространстве педагогических идей). Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь устойчивый интерес к изучению проблем управления в сфере образования и готовность применить полученные знания на практике, а также владеть следующими знаниями и компетенциями: активного восприятия и обсуждения материала; поиск информации, умение аналитически работать с литературой и другими информационными ресурсами; письменного и устного изложения своей точки зрения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с важнейшими образовательными идеями, концепциями и теориями, оказавшими значительное влияние на развитие и состояние современного образования.
  • Осознание и осмысление философских и идеологических оснований собственного профессионально-педагогического мировоззрения (самоопределение в пространстве педагогических идей).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основы философского, культурного, научного и психологического контекста образовательных теорий
  • умеет демонстрировать понимание собственного профессионально-педагогического опыта в контексте основных образовательных теорий
  • знает основные тенденции, изменения в организации образовательного процесса, содержании образования, управлении образовательными системами, связанными с имениями, произошедшими в обществе
  • умеет анализировать и критически оценивать образовательные проекты, реализуемые на различных уровнях, прогнозировать их результаты, демонстрируя, таким образом, готовность к участию в их разработке и реализации
  • владеет навыками критического анализа и оценки предложений (идей, замыслов, проектов, программ) по реформированию образования, связанных с изменениями образовательной среды
  • владеет навыками представления своих соображений в письменной и устной форме (с учетом адресата, используя адекватную терминологию и т.д.).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные образовательные теории
    Представлены основные образовательные идеи, концепции, оказавшие значительное влияние на развитие и состояние современного образования. Приведена классификация теорий на основании схожих положений о сути человеческой природы как основы проектирования процесса образования
  • Переустройство общества и школы: культурно-исторические основания образовательных реформ
    Реформа. Процессы функционирования и развития школы как череда ответов системы на изменяющиеся запросы общества. Великая дидактика Коменского. Новые ФГОС как образовательная реформа: возможности и риски. Схожесть ситуаций в образовании. Взаимовлияние средств учения и обучения и культурного и цивилизационного контекста, в котором существует школа как социальный институт. Образовательные реформы и учитель. Профессиональные качества учителя. Как привести в школу «нового» учителя? Возможность заимствования зарубежного опыта образовательных реформ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий Групповые задания для дискуссий, публичная защита
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Групповые задания для дискуссий, публичная защита + 0.7 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Капранова, В.А. История педагогики в лицах : учеб. пособие / В.А. Капранова. — Минск : Новое знание; Москва : ИНФРА-М, 2019. — 176 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006708-7 (ИНФРА-М, print); ISBN 978-5-16-102245-0 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1039190
  • Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании : от Конфуция до Дьюи, пер. с англ. Наталии Мироновой, 421 с., , 2012
  • Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании : от Пиаже до наших дней, пер. с англ. Светланы Деникиной, 486 с., , 2012
  • Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе : монография / В. В. Сериков. – М. : Логос, 2012. – 448 с. - ISBN 978-5-98704-612-8

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Батурин, В. К. Философия образования для России - 2020 [Электронный ресурс] / В. К. Батурин. - М.: Вузовский Учебник, 2013. - 212 с. - ISBN 978-5-9558-0313-5 (Вузовский Учебник), 978-5-16-006802-2 (Инфра-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414839