We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Communications in the educational organization

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Коммуникации в образовательной организации» должно способствовать формированию коммуникативных компетенций руководителей образовательных учреждений, связанных с эффективным использованием инструментов, принципов, моделей коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе и управлении; в теоретической и практической подготовке к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в коммуникативной среде современного образовательного учреждения
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины - выработать у действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем умение решать коммуникативные задачи в процессе многоуровневой профессиональной деятельности в различных образовательных учреждениях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею
  • Студент способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия
  • Студент способен использовать современные технологии и разрабатывать новые технологии управления для повышения эффективности деятельности организации
  • Студент способен использовать социальные и межкультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности; способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы
  • Студент способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности; способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Средства коммуникативного воздействия в образовательном процессе
    Педагогическое общение как особый тип профессиональной коммуникации. Для продуктивной коммуникативной деятельности преподаватель должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Социальная психология в структуре общения выделяет три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения. Три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический
  • Коммуникативная среда образовательного учреждения
    Под коммуникативной средой ОУ мы понимаем совокупность условий, которые обеспечивают определенное качество образования, в их числе: система базовых ценностей и установок (миссия школы, цели и ценности образования, корпоративные нормы и принципы и др.); средства “общения” с историко-культурным контекстом (способы аккумуляции, трансляции и модернизации знаний и способов деятельности); актуальные для ОУ методы работы с информацией (формирующие информационную модель); связи и взаимодействия между участниками образовательного процесса (коммуникативные стратегии, стили преподавания и управления, методы оценивания и стимулирования и т.д.). Формируя все перечисленные элементы среды, возможно построить новую, мобильную школу, где базовой коммуникацией становится конвенция, а не манипуляция
  • Компьютеризация и сетевая коммуникация в образовании
    Виртуальные формы коммуникации. Особенности коммуникации при помощи компьютерных сетей. Проблема включения в пространство образовательных практик новых информационных технологий
  • Роль официального сайта образовательного учреждения в формировании информационно-управленческой среды
    Интернет-сайт – один из ключевых механизмов оперативного взаимодействия со всеми участниками школьного мира и общественностью. Эффективный интернет-сайт – площадка для обучения всех членов школьного сообщества сетевым технологиям. С его помощью можно моделировать оптимальную организационную структуру, распределять функции, рассылать поручения и контролировать их выполнение. Авторы отдельных проектов и модераторы разделов сайта получают управленческий статус. Для учащихся сайт – это новая система общественных поручений, возможность пополнить портфолио, повысить рейтинг и т.д. Для педагогов – реальное направление “горизонтальной карьеры”, способ творческого самовыражения и новый квалификационный статус
  • Особенности формирования имиджа образовательных учреждений
    Имидж любой организации как многофакторный феномен. Имидж как тройная составляющая реального, желаемого, необходимого имиджа. Реальный имидж: восприятие организации потребителями, сложившееся на данный момент после комплекса рекламных и иных воздействий. Здесь могут отражаться социально-культурные и исторические стереотипы, сложившиеся в данном обществе; цели, ценности и концепция ОУ. Желаемый имидж: тот образ или представление о себе, которое образовательная организация хотела бы сформировать у целевой аудитории и которое могло бы повысить эффективность достижения ключевых результатов. Необходимый имидж: такое восприятие образовательной организации ее потребителем, которое действительно повышает эффективность достижения ключевых результатов. Роль презентационных материалов и рекламных продуктов в процессе позиционирования образовательного учреждения
  • Конфликты в коммуникативном пространстве образовательной организации
    При изучении феномена конфликта важно учитывать его типы и представлять этапы его развития, а также условия и причины его становления. Понятия «конфликт» и «конкурентная борьба». Различные стили управления конфликтными ситуациями в образовательных организациях. Участие руководителя образовательной организации в разрешении конфликтов. Роли арбитра, посредника, третейского судьи, помощника и наблюдателя
  • Разрешение этических дилемм в образовательном процессе
    Сущность этических проблем. Профессиональная этика в педагогике. Алгоритмы решения этических дилемм. Механизмы, необходимые для этического анализа: Внутренний контроль (моральные принципы и сознание человека), внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы), этическое обучение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций/семинаров
  • неблокирующий Индивидуальный проект – описание и анализ кейса
  • неблокирующий Устный ответ по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций и проведенных семинаров
    Экзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Индивидуальный проект – описание и анализ кейса + 0.25 * Тест по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций/семинаров + 0.5 * Устный ответ по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций и проведенных семинаров
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. - ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 486с. - ISBN: 978-5-9916-3061-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-integrirovannyh-kommunikaciy-425906
  • Основы коммуникологии (теория коммуникации) : учеб. пособие / А.С. Чамкин. — М. : ИНФРА-М, 2017.— 350 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/854756

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дмитриев А. Е., Дмитриев Ю. А. - ДИДАКТИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-07633-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/didaktika-nachalnoy-shkoly-437319
  • Спивак В. А. - ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 523с. - ISBN: 978-5-534-00847-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovaya-etika-433061
  • Спивак В. А. - ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 460с. - ISBN: 978-5-9916-3684-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-kommunikacii-teoriya-i-praktika-426318