We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Organizing scientific research in law: theory and practice"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Constitutional and Administrative Law (Faculty of Law)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Теория и практика организации научных исследований в юриспруденции» Научно-исследовательский семинар предполагает взаимодействие студентов и преподавателя при осуществлении коллективных и индивидуальных научных исследований. Основной целью является получение студентами навыков проведения научных исследований в области юриспруденции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью научно-исследовательского семинара «Теория и практика организации научных исследований в юриспруденции» является выработка у магистров компетенций и навыков проведения научных исследований в области юриспруденции. В ходе освоения дисциплины предполагается сформировать способность выбора предметного поля и обоснование предполагаемой темы курсовой работы/ магистерской диссертации магистрантом; помочь магистранту овладеть основными навыками научного поиска (работа с библиотечными базами научной периодики, знакомство с основными базами статистических данных в изучаемой области, ведущими журналами, регулярными статистическими изданиями) и освоить навыки презентации научного исследования, оппонирования, ведения дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Изучили методологию научного исследования
  • Изучили научную и академическую этику
  • Освоили общие положения науки, ее классификацию, а также структуру юридической науки
  • Рассмотрены основы методологии научных исследований
  • Рассмотрен вопрос постановки научной проблемы
  • Изучили научную концепцию и научную теорию
  • Различают предмет и объект исследования, цели и задачи. Могут обозначить логическую взаимосвязанность структурных элементов курсовой работы как научного исследования.
  • Сравнивают и различают практическую и теоретическую значимость исследования по праву. Могут структурировать и оформлять список источников и литературы
  • Могут структурировать курсовую работу.
  • Могут представить в концентрированном виде свою научную гипотезу и отстоять ее в научной дискуссии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в методологию научного исследования
    Знание и познание. Рациональное и чувственное познание. Теоретическое и эмпирическое познание. Принципы научного познания. Критерии научности знания. Научная деятельность. Мировоззрение как основа научной деятельности. Научное изучение и научное предвидение как формы научной деятельности. Средства познания и методы исследования.
  • Тема 2. Научная и академическая этика, эстетика научного познания
    Этика и эстетика научного познания. Понятие научной этики. Мораль, нравственность, этика, научная этика: соотношение категорий. Внутренняя и внешняя научная этика. Этические нормы научного сообщества (Р. Мертон): универсализм, общность, незаинтересованность, беспристрастность, рациональный скептицизм. Внешняя научная и академическая этика. Социальная ответственность ученых. Нормы поведения в академическом сообществе. Псевдоученые и псевдонаука. Роль академического сообщества в противодействии недобросовестному поведению в научной и академической среде.
  • Тема 3. Общие положения науки и классификация наук. Структура юридической науки.
    Понятие науки и научного исследования. Научное исследование как форма существования и развития науки. Основные цели и задачи науки. Классификация наук. Классификация наук по связи с практикой. Фундаментальные науки. Прикладные науки. Уровни исследования: теоретический и эмпирический.
  • Тема 4. Основы методологии научных исследований.
    Понятие методологии научных исследований. Содержание методологии научных исследований. Понятие и классификация методов научных исследований. Всеобщие методы познания. Диалектика и метафизика. Общенаучные методы познания. Методы теоретического научного исследования. Аксиоматический и гипотетический методы, формализация и абстрагирование, обобщение. Системный и исторический анализ. Специфика методов эмпирического научного исследования. Анализ и синтез. Дедукция и индукция. Аналогия. Наблюдение. Описание. Сравнение. Счет. Измерение. Эксперимент. Моделирование. Специфика предмета научного исследования в юриспруденции. Методы изучения государства и права. Позитивизм, мировоззрение и типы правопонимания. Метод правового исследования и метод толкования права: соотношение понятий. Сравнительно-правовой и историко-правовой методы: критерии и проблемы сравнения. Интервью, опросы, анкетирование. Метод фокус-групп. Контент-анализ. Этнографический и иные методы.
  • Тема 5. Постановка научной проблемы. Гипотеза как теоретическая стадия исследования научной проблемы
    Сущность научной проблемы. Постановка и формулирование научной проблемы. Научная проблема и тема научного исследования. Гипотеза – теоретическая стадия исследования научной проблемы. Содержание гипотезы, ее выдвижение и обоснование. Гипотезы-основания и гипотезы-следствия.
  • Тема 6. Научная концепция и научная теория
    Решение научной проблемы. Системный, функциональный и инструментальный подходы к исследованию и решению научной проблемы. Состояние и проблемы системного подхода. Формулирование задач в ходе решения научной проблемы. Концептуализация исследования: построение логической структуры научной концепции. Научная теория: сущность структура, функции.
  • Тема 7. Алгоритм проведения научного исследования: содержание, последовательность этапов
    Основные этапы научного исследования. Формулирование темы научного исследования. Актуальность научного исследования. Цель и задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования: понятие, соотношение, корреляция с темой, актуальностью и целью. Введение и заключение курсовой работы/ магистерской диссертации по праву: требования к содержанию, соотношение с темой и структурой исследования. Особенности формулирования промежуточных/ итоговых выводов по структурным элементам и итогам выполненной работы. Формулирование положений, выносимых на публичную защиту. Установление теоретической и практической значимости научного исследования.
  • Тема 8. База научного исследования по праву
    Методологическая, теоретическая и эмпирическая базы научного исследования. Подбор, систематизация и работа с литературными источниками и правоприменительными актами. Определение степени проработанности темы курсовой работы/ магистерской диссертации по праву. Список источников и литературы: структура, особенности оформления. Формулирование новизны и положений, выносимых на публичную защиту. Установление теоретической и практической значимости научного исследования.
  • Тема 9. Процедуры научного исследования
    Требования к курсовым работам, магистерским диссертациям в НИУ ВШЭ: сроки выполнения, объем, нормативная регламентация (https://nnov.hse.ru/ma/ls/courseworkmag). Взаимодействие с научным руководителем курсовых/ магистерских работ. Определение структуры/ плана научного исследования: корреляция с задачами исследования, особенности формулирования. Язык и стиль курсовой работы/ магистерской диссертации по праву.
  • Тема 10. Апробация проведенного исследования
    Способы апробации результатов научного исследования. Доклады и выступления на научных мероприятиях. Риторические способы ведения дискуссии. Общие требования к ведению научной дискуссии. Требования к формулируемым вопросам и ответам. Правовая аргументация. Тезисы аргументации. Регламент устных выступлений. Научные публикации. Научная статья как жанр академического письма. Академическая этика в НИУ ВШЭ. Особенности научных публикаций в зарубежных журналах. Подготовка презентаций выступления: содержание, структура, оформление, технические особенности. Юмористическая тональность научного дискурса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Zoom
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Zoom
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Zoom
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки : учебник / В.М. Сырых. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 464 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057746

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальные направления анализа права и правоведения: проблема междисциплинарного понимания и сотрудничества / В.Г.Графский - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-634-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/513643
  • История и философия науки: учеб. пособие / Э.В. Островский. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. — 324 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010764
  • Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права : монография / Д. А. Керимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Репр. изд. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2019. — 524с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/987204
  • Розин В. М. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-534-06419-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-441384