• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Entrepreneurship

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Департамент маркетинга и предпринимательства
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Предпринимательство» являются: • приобщить студентов к теории и практике предпринимательства. По окончании курса студенты должны представлять различные роли предпринимательства в обществе, на уровне организации и в своей собственной жизни. Изучение курса должно способствовать формированию предпринимательского мышления, необходимого для успешной работы в современном бизнесе. • познакомить студентов с процессом развития предпринимательского проекта. В результате освоения дисциплины студент овладеет инструментами генерации идей, поиска предпринимательских возможностей, анализа рынка и бизнес-среды, расчета финансовых показателей проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть методами разработки ценностного предложения и бизнес-модели. Применять инструменты первичного анализа рынка. Представлять предпринимательский проект партнерам
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия и теоретические подходы к определению предпринимательства
  • Умеет презентовать свой предпринимательский проект
  • Умеет рассчитывать ключевые финансовые показатели предпринимательского проекта
  • Умеет составить бюджет доходов и расходов предпринимательского проекта
  • Демонстрирует навыки генерации новых идей продуктов, обладает креативностью, инициативностью
  • Уметь выявлять ключевые ресурсы проекта, а также формулировать устойчивые конкурентные преимущества проекта, знать источники привлечения финансирования в предпринимательский проект
  • Составляет бизнес-модель проекта
  • Проводит анализ рынка для нового продукта
  • Рассчитывает базовые показатели unit экономики по новому продукту
  • Формулирует ценностное предложение для нового продукта
  • Формулирует потребности целевой аудитории, определяет портрет потребителя
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа предпринимательства: понятие, виды и условия развития предпринимательства
  • Поиск предпринимательской возможности
  • Предварительная оценка и анализ рынка
  • Бизнес-модель предпринимательского проекта
  • Ресурсы предпринимательской фирмы
  • Экономика проекта
  • Презентация проекта инвестору
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Задание относится к теме "Поиск предпринимательских возможностей". Студентам необходимо в сформированных командах для своих предпринимательских проектов выбрать сегмент целевой аудитории, найти 10 человек для каждого сегмента целевой аудитории, и провести с ними интервью (лично/ по телефону/ онлайн) по заранее подготовленным вами вопросам. Результатом проведенных 10 проблемных интервью будет заполненный клиентский сценарий в обобщенном виде по каждому сегменту (по всем интервью). Кратко описать CJM (путь клиента) от момента возникновения потребности до совершения покупки. В итоге команда может сформулировать ценностное предложение. Артефакт доказательства проведенных интервью – аудиозаписи.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    активное выполнение заданий в рамках семинарских занятий, своевременное и полное выполнение домашних заданий, доклад полученных результатов на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Презентация проекта
    Необходимо подготовить презентацию вашего проекта. Работая в группе по 4-6 человек, необходимо проработать обязательно следующие вопросы: описание продукта и его конкурентные преимущества, анализ рынка, бизнес-модель проекта, стратегия продвижения проекта, прогноз продаж, финансовый план, команда проекта. Проект представляется в формате презентации. Рекомендованная структура итоговой презентации: 1. Потребитель и его проблемы, 2. Описание продукта, ценностное предложение, конкурентные преимущества, 3. Анализ рынка (обязательно PAM, TAM, SAM, SOM, анализ конкурентов), 4. Бизнес-модель проекта (рассказываем только модель монетизации, ключевые виды деятельности и ресурсы, и опционально партнеры), 5. Стратегия продвижения проекта + бюджет на продвижение, 6. Прогноз продаж (таблица из финансового плана, но по годам), 7. Финансовый план (таблица с расходами (статьи расходов по годам (не поквартально и не по месяцам); динамика прибыли, период окупаемости и точка безубыточности - можно в виде графиков сделать), потребность в инвестициях. По итогам курса организовывается презентационная сессия, на которой происходит защита работ групп студентов, проводится презентация проектов. Длительность презентации: 10 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Презентация проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 21838 - Alpina - Легкий венчур: Практическое пособие для начинающих ангелов и будущих единорогов - И.Рябенький - Альпина Паблишер - 9785961440898 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21838
  • 351 - Alpina - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - А.Остервальдер; И.Пинье - Альпина Паблишер - 9785961423457 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
  • 966 - Alpina - Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели - Э.Рис - Альпина Паблишер - 9785961433913 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/966
  • Bill Aulet. (2013). Disciplined Entrepreneurship : 24 Steps to a Successful Startup. Wiley.
  • Васильева, Е. В., Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания идей : монография / Е. В. Васильева. — Москва : Русайнс, 2020. — 203 с. — ISBN 978-5-4365-2366-8. — URL: https://book.ru/book/934928 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
  • Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2021. — 723 с. — ISBN 978-5-406-08138-9. — URL: https://book.ru/book/939135 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
  • Предпринимательство и создание бизнеса : учебное пособие / Т. В. Кугушева, Н. Н. Муравьева, А. И. Новицкая [и др.]. — Москва : Русайнс, 2022. — 273 с. — ISBN 978-5-4365-9012-7. — URL: https://book.ru/book/942559 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 21515 - Alpina - Тестирование бизнес-идей - А.Остервальдер; Д.Блэнд - Альпина Паблишер - 9785961437263 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21515
  • Грибов, В. Д., Малое инновационное предпринимательство и его роль в реализации стратегии инновационного развития в России : монография / В. Д. Грибов, Г. В. Камчатников. — Москва : Русайнс, 2020. — 186 с. — ISBN 978-5-4365-4589-9. — URL: https://book.ru/book/935736 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
  • Интернет-предпринимательство: практика применения дизайн-мышления в создании проекта : учебно-практическое пособие / Е. В. Васильева, Н. Ф. Алтухова, А. А. Громова [и др.] ; под ред. Е. В. Васильевой. — Москва : КноРус, 2021. — 306 с. — ISBN 978-5-406-02461-4. — URL: https://book.ru/book/936109 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.

Авторы

  • Назаров Михаил Геннадьевич