We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Geniuses and monsters of the Russian avant-garde (visual aspect)

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructor


Ромахин Андрей Анатольевич

Программа дисциплины

Аннотация

Особенность данного курса в том, чтобы не просто познакомить студентов с основными персоналиями и произведениями, созданными в первой половине ХХ века в русской культуре, а показать на примере конкретного литературного явления, как происходит тотальная смена литературного дискурса, разрушаются и заново устанавливаются новые литературные конвенции, каким образом опыт одного вида искусства оказывается продуктивен для другого вида искусства, каким образом происходит трансформация художественного языка в разных видах искусства. Студенты подробно знакомятся со становлением новой живописи первого десятилетия ХХ века, особое внимание уделяется широкой культурной реакции на появления живописных произведений Малевича, Кандинского, Гончаровой, Ларионова. Рассматривается история создания первых художественных объединений («Треугольник», «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Союз молодежи»). Осмысляется круг причин, повлиявших на формирование новой художественной идеологии и нового художественного языка, прослеживается связь между живописью и поэзией, особое внимание уделяется истории русского кубофутуризма и других футуристических групп. Подробно осмысляется феномен футуристической книги как нового типа издания и новой формы презентации поэзии. Отдельно анализируется эволюция новых авангардных идей в пространстве новой революционной культуры, отношение авангарда и советского государства, авангардные проекты и утопии 20-х годов, гибель русского авангарда в 30-е годы.