Summary of Degree Programme
09.03.04 Software Engineering
No
4 года
Full-time, 240
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
With online tools
Программа направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов систем искусственного и дополненного интеллекта. Необходимость в таких специалистах диктуется потребностями ИТ отрасли в разработке и повсеместном внедрении систем искусственного и дополненного интеллекта. Программа спроектирована таким образом, чтобы дать выпускнику сильную фундаментальную математическую базу, обеспечивающую основу для интеллектуальных решений, и максимум практико-ориентированных курсов, формирующих навыки разработки и реализации алгоритмов машинного обучения, а также применения нейронных сетей и глубокого обучения для решения реальных задач.
Профессиональные стандарты устанавливают требования к профессиональным компетенциям по квалификационным уровням для ИТ-специалистов. В основу разработки ФГОС ВО подготовки бакалавров по направлению 09.03.04 «Программная инженерия» положены профессиональные стандарты по профессиям программист, системный аналитик и системный архитектор. Областью профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 09.03.04 «Программная инженерия» в соответствии с образовательным стандартом является индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения. В соответствии со стандартом объектами профессиональной деятельности выпускников являются: - программный продукт (создаваемое программное обеспечение); - программный проект (проект разработки программного продукта); - процессы жизненного цикла программного продукта; - персонал, участвующий в процессах жизненного цикла; - методы и инструменты разработки программного продукта. Содержание образовательной программы для направления подготовки 09.03.04 «Программная инженерия» определяется конкретными видами профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП) | |
А) инструментальные компетенции | |
в научно-исследовательской деятельности | |
Код компетенции | Наименование компетенции |
ПК-1 | Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач; |
ПК-2 | Способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования |
ПК-3 | Способен использовать методы и инструментальные средства исследования объектов профессиональной деятельности |
ПК-4 | Способен обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности |
ПК-5 | Способен готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях |
в аналитической деятельности | |
ПК-6 | Способен формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта |
ПК-7 | Способен выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график |
ПК-8 | Способен готовить коммерческие предложения с вариантами решения |
в проектной деятельности | |
ПК-9 | Способен создавать программное обеспечение для ЭВМ и систем различной архитектуры |
ПК-10 | Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты |
ПК-11 | Способен читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации |
ПК-12 | Способен моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения |
ПК-13 | Способен оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения |
ПК-14 | Способен создавать программные интерфейсы |
в технологической деятельности | |
ПК-15 | Способен использовать операционные системы, сетевые технологии, средства разработки программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных |
ПК-16 | Способен использовать различные технологии разработки программного обеспечения |
в производственной деятельности | |
ПК-17 | Способен применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения |
ПК-18 | Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества |
ПК-19 | Способен понимать стандарты и модели жизненного цикла |
в педагогической деятельности | |
ПК-20 | Способен проводить практические занятия с пользователями программных систем |
ПК-21 | Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем |
в организационно-управленческой деятельности | |
ПК-22 | Способен применять классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами |
ПК-23 | Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения |
ПК-24 | Способен применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения |
ПК-25 | Способен использовать методы контроля проекта и версий при создании программного обеспечения |
в сервисно-эксплуатационной деятельности | |
ПК-26 | Способен применять основные концепции и модели эволюции и сопровождения программного обеспечения |
ПК-27 | Способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг) |
Б) социально-личностные компетенции | |
ПК-28 | Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности |
ПК-29 | Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельно |
ПК-30 | Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию |
ПК-31 | Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов |
ПК-32 | Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности |
ПК-33 | Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе. |
ПК-34 | Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности |
ПК-35 | Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных |
ПК-36 | Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. |
Профессиональный модуль (Major) формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента. Состоит из базовой и дополнительной частей.
Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности. Модуль «Практика» включает в себя курсовые работы, учебную и преддипломную практики, выполнение профессиональных проектов, подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).
Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления и включает следующие обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Основы российской государственности, История России, Право.
Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.
Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.
Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенций применения этих технологий в профессиональной деятельности.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
Summary of Degree Programme 'Artificial and Augmented Intelligence Technologies'