We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project Seminar

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Information Systems and Technologies (Faculty of Informatics, Mathematics, and Computer Science (HSE Nizhny Novgorod))
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Одним из распространенных методов передачи информации является концептуальное моделирование. Концептуальные модели часто используются для работы с информацией на предприятиях, например, в рамках распространенного похода Domain Driven Design. Курс позволяет узнать особенности и отличительные свойства концептуальных моделей, научиться выявлять ошибки и неточности моделей, а также познакомиться с различными языками моделирования организаций, научиться видеть особенности и эффективно использовать языки моделирования. Курс предполагает совместную разработку карты языков моделирования организаций и рекомендаций, позволяющих выбрать язык моделирования, наиболее подходящий для решения конкретной задачи. Во время семинарских занятий обсуждаются результаты и проблемы применения изученных подходов концептуального моделирования при самостоятельной работе в группах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить учащихся с теоретическими положениями, лежащими в основе концептуального моделирования
  • Подготовить учащихся к анализу концептуальных моделей организаций, выявлению их ошибок и недостатков
  • Развить аналитический поход к выбору методов моделирования организаций
  • Ознакомить учащихся с набором современных средств и методов моделирования организаций
  • Научить понимать и создавать модели организаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать модели организаций: выявлять недостатки и ошибки
  • Аргументировать необходимость/правомерность использования того или иного языка/метода моделирования для решения поставленной задачи
  • Интерпретировать модели организаций, переформулировать диаграммные представления в текстовые описания
  • Применять изученные методы моделирования для решения практических задач концептуального моделирования организаций
  • Формулировать основные принципы и правила концептуального моделирования организаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в концептуальное моделирование организаций
  • Основы концептуального моделирования: определение типов и идентификация объектов
  • Изучение особенностей моделирования свойств объектов. Особенности моделирования непостоянных свойств: фазы и роли.
  • Особенности моделирования отношений объектов.
  • Cоставление карты языков моделирования организаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лабораторная работа
    Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, в группах по 4-5 человек. Результатом работы является обзор и анализ материалов по заданной теме, интерпретация и/или разработка части концептуальной модели в применение к определенной задаче моделирования. Результаты работы высылаются в электронной форме в формате MS Word и частично представляются остальным учащимся во время семинарских занятий. Срок выполнения лабораторных работ - от момента выдачи задания на текущем занятии до даты следующего семинара.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольные работы выполняются индивидуально в письменной форме во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на платформе Zoom. Подключиться к конференции Zoom: https://us04web.zoom.us/j/7831803414?pwd=Tk9vSzBweHl6VVFNS1hINHEvNjFtZz09 (Идентификатор конференции: 783 180 3414 Пароль: 8mLFyn ). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * Экзамен + 0.3 * Контрольная работа + 0.6 * Лабораторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dietz, J. L. G. (2006). Enterprise Ontology : Theory and Methodology. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=161605

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зараменских Е. П., Кудрявцев Д. В., Арзуманян М. Ю. ; Под ред. Зараменских Е.П. - АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-06712-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhitektura-predpriyatiya-441150

Авторы

  • Полетаева Татьяна Александровна