We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Social Sciences
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructors


Kirsanova, Daria


Sidorova, Ludmila P.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с основными проблемами классической и современной философии. Главными задачами курса являются развитие у слушателей навыков самостоятельного критического мышления, привычки к рефлексии о наиболее важных мировоззренческих вопросах современности, способности обнаруживать неочевидные мировоззренческие проблемы и находить пути их решения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Философия» являются: знакомство с основными проблемами и вопросами классической философии, а также с основными современными философскими концепциями; формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на связь идей и линий аргументации, выстраиваемых вкруг ключевых проблемных узлов философской мысли.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные онтологические категории (сущность и существование, движение и покой, пространство и время, реальность и кажимость). Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения, онтологические концепции. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы бытия.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы, основные концепции знания. Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения. Владеть: навыками философской культуры мышления и "методологической рефлексией"
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы; методы философского и общенаучного исследования. Уметь: использовать общенаучные методы и средства познания для решения мировоззренческих вопросов. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на исследуемую проблему.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия и проблемы философии языка. Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения. Владеть: навыками философской культуры мышления
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: закономерности развития человека и его сознания, основные параметры ИИ. Уметь: характеризовать возможности ИИ. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы этики ИИ.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории, проблемы, связанные со свободой воли. Уметь: распознавать проблемы, связанные с моральной ответственностью. Владеть: навыками применения полученных знаний для решения социальных и профессиональных проблем.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия политической философии. Уметь: применять в профессиональной деятельности понятийно-категориальный аппарат философии политики. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы общества.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: закономерности развития общества, государства и человека, основные понятия исторического познания. Уметь: применять в профессиональной деятельности понятийно-категориальный аппарат философии. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы общества, государства и человека.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы. Уметь: использовать морально-этические учения для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. Владеть: навыками применения полученных знаний для решения этический проблем в социальной и профессиональной деятельности.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: закономерности развития человека и его сознания. Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы природы, общества и человека.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бытие, сущее и ничто. Что и как на самом деле существует?
    1.1 Предмет и специфика философского знания 1.2 Проблема бытия 1.3 Сущность и существования 1.4 Пространство и время 1.5 Существование внешнего мира
  • Откуда я все это знаю? Знание, мнение, обоснование
    2.1 Знание и мнение 2.2 Мы и наши знания 2.3 Знание и обоснование 2.4 Является ли ИОМ знанием 2.5 Парадоксы познания 2.6 Источники и границы познания 2.7 Проблема истины
  • Наука, истина, рациональность. Чего не знают ученые?
    3.1 Наука в системе культуры 3.2 Дедуктивно-номологическая модель научного знания 3.3 Индуктивно-статистическая модель научного знания 3.4 Рост и развитие научного знания 3.5 Будущее науки
  • Почему слова что-то значат?
    4-1.2Идеи и вещи 4-1.3 Смысл и значение 4-1.4 Язык как зеркало мира 4-2.1Язык как деятельность: языковые игры 4-2.2 Слово как действие: речевые акты 4-3.1 Гипотеза Сепира-Уорфа 4-3.2 Теория порождающей грамматики
  • Чего не могут роботы?
    5-1.1 Естественные вопросы об искусственном разуме 5-1.2 Что такое интеллект? 5-2.1 Тест Тьюринга, или Игра в имитацию 5-2.2 Чего не достает имитаторам? 5-3.1 Китайская комната Джона Сёрла 5-3.2 Выходы из китайской комнаты 5-4.1 Как машина становится доброй? 5-4.2 Как жить в мире с моральными машинами?
  • Как свобода становится проблемой?
    6-1.1 Детерминизм 6-1.2 Альтернативные возможности 6-1.3 Аргумент последствий 6-2.1 Классики компатибилизма 6-2.2 Современный компатибилизм 6-2.3 Аргументы от манипуляции 6-3.1 Классическое либертарианство 6-3.2 Теория изначальной ответственности 6-3.3 Аргументы от удачи 6-4.1 Инкомпатибилизм и аргументы скептиков 6-4.2 Как жить без свободы?
  • Почему существует власть?
    7-1.1 Идея власти у Аристотеля 7-1.2 Маккиавелли и республиканская традиция 7-1.3 Власть и "Левиафан" Томаса Гоббса 7-1.4 Макс Вебер и проблема легитимности 7-2.1 Власть и знание у Мишеля Фуко 7-2.2 Политика в интерпретации феминизма 7-2.3 Понятие власти в оптике неормаксизма 7-2.4 Ханна Арендт и понятие тоталитаризма 7-3.1 Идея разделения властей 7-3.2 Демократия и тирания 7-3.3 Понятие негативной свободы 7-3.4 Либертарианская утопия
  • Имеет ли история смысл?
    8-1.1 Изобретение "истории" 8-1.2 История и идея прогресса 8-1.3 Кто пишет историю? 8-1.4 Критика европоцентризма 8-2.1 Учение Гегеля об истории 8-2.2 Интерпретация исторического процесса у Маркса 8-2.3 Критика историцизма 8-3.1 Идея аналитической философии истории 8-3.2 Конструктивистские теории наций 8-3.3 Трансгуманизм и философия истории
  • Сущность морального идеала. О чем говорят этики?
    9-1.1 Мораль и этика. Соотношение понятий. 9-1.2 Что такое моральный идеал, благо, добро и зло? 9-2.1 Консеквенциализм и деонтология 9-2.2 Античная этика добродетели 9-2.3 Иудео-христианская этика добродетели 9-2.4 "Натуралистическая ошибка" традиционной этики и её современные альтернатив
  • Прикладная этика. Чем философы могут помочь практикам?
    10-1.1 От концептуальной морали к решению практических задач 10-1.2 Моральный выбор рационального субъекта 10-1.3 "Выбор Софи" и "Вагонетка". Понятие нравственной дилеммы. 10-1.4 Условия обособления прикладной этики и ее цель. 10-2.1 Моральные принципы научного познания и академической дискуссии 10-2.2 Этические проблемы современной науки: био- и экоэтика. 10-3.1 Особенности профессиональной морали. 10-3.2 Деловая этика как проявление социальной ответственности бизнеса 10-3.3 Понятие рациональной сделки Дэвида Готиера. Дилемма заключенного.
  • Смысл человеческого существования. Что такое достойная жизнь?
    11-1.1 Человеческое достоинство. Само-волие и свое-волие. 11-1.2 Бунт как эскапизм или средство для утверждения новой морали? 11-1.3 Благо-деяние. Парадоксы этики ненасилия. 11-2.1 Жизнь как проблема и смерть как событие жизни.1 11-2.2 Стоит ли жизнь того, чтобы её прожить, или Счастлив ли Сизиф? 11-2.3 Человек "обречён быть свободным"? Абсурд: ирония и пафос. 11-2.4 Рациовитализм: "Я есть Я и мои обстоятельства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка за онлайн курс
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * Накопленная оценка за онлайн курс + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гаджиев К. С. - ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 392с. - ISBN: 978-5-9916-9789-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-politicheskoy-filosofii-437288
  • Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. - ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-09669-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-filosofii-428319
  • Лавриненко В. Н., Кафтан В. В., Чернышова Л. И. ; Под ред. Лавриненко В.Н. - ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 1 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 275с. - ISBN: 978-5-534-10186-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-v-2-t-tom-1-istoriya-filosofii-442434
  • Радул Д. Н. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 385с. - ISBN: 978-5-534-03281-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-filosofiya-matematiki-438427
  • Розин В. М. - ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-05511-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-tehniki-441386
  • Социальная философия и философия истории : учебное пособие / под ред. д-ра филос. наук К.Х.Момджяна. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 478 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5d2432be851ee5.03699636. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/947030
  • Этика : учеб. пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова, М.М. Шубина [и др.] ; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 228 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/22311. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1019763

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Апресян Р.Г. - Этика (для бакалавров и магистрантов) - КноРус - 2017 - 356с. - ISBN: 978-5-406-05973-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922959
  • Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М., 1995. - 354 с. ISBN 5-201-01862-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/347507
  • Аристотель. Евдемова этика. - М., 2005. - 448 с. ISBN 5-9540-0025-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346442
  • Бердяев Н. А. - СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. ОПЫТ ОПРАВДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-05321-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/smysl-tvorchestva-opyt-opravdaniya-cheloveka-441579
  • Бердяев Н. А. - ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-05320-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-svobody-441532
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ. (2014). О самопознании и его пределах. Заключение о себе. Развитие Личности, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16641563
  • Братья Карамазовы/Ф.М.Достоевский-М.:НИЦ ИНФРА-М,2015.-838 с.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508349
  • Введение в философию : учеб. пособие / С.И. Платонова. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 216 с. — (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.12737/24411 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/907582
  • ВЕБЕР МАКС. (2012). Наука как призвание и профессия. Развитие Личности, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16641703
  • Вундт В. М. - ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ 5-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-08945-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-filosofiyu-433335
  • Гегель Г. - Философия истории - Издательство "Лань" - 2017 - 262с. - ISBN: 978-5-507-43362-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95932
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 1. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-06074-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-1-leviafan-v-2-t-tom-1-441701
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
  • Избранное / Доброхотов А.Л. - Москва :ИД Тер. будущего, 2008. - 472 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-91129-008-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/157578
  • Избранные работы / Витгенштейн Л., Руднев В. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-7333-0151-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/105972
  • История и философия науки: учеб. пособие / Э.В. Островский. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. — 324 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010764
  • Когнитивные исследования. Вып. 5 : сборник научных трудов / под ред. А.А. Кибрика, Т.В. Черниговской, А.В. Дубасовой.. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 295 с. - ISBN 978-5-9270-0241-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060389
  • Мечковская Н.Б. - Философия языка и коммуникации: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 517с. - ISBN: 978-5-9765-2564-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91019
  • Милль, Д. С. (2014). Система логики. Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14170B0E
  • Ницше Ф. В. - ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-05538-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624
  • Новикова, О. В., & Новиков, В. Т. (2014). Современная философия истории: основные направления и концептуальные особенности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F46BB0C
  • Попов, В. (2014). Философия Истории: Постнеклассический Дискурс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5D43130
  • ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940
  • РУТКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (2016). Философия Истории Х. Ортеги-И-Гассета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4FACA01C
  • Соловьев В. С. - ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 468с. - ISBN: 978-5-534-06106-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/opravdanie-dobra-nravstvennaya-filosofiya-441860
  • Толстой Л. Н. - ИСПОВЕДЬ. ИЗБРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-534-09937-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ispoved-izbrannaya-publicistika-428972
  • Фейерабенд, П. (2009). Прогресс в философии, науке и в искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF71A9E0
  • Юм Д. ; Пер. Роговин С. М. - ДИАЛОГИ О ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 130с. - ISBN: 978-5-534-08875-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dialogi-o-estestvennoy-religii-426657