• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Департамент социальных наук
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с основными проблемами классической и современной философии. Главными задачами курса являются развитие у слушателей навыков самостоятельного критического мышления, привычки к рефлексии о наиболее важных мировоззренческих вопросах современности, способности обнаруживать неочевидные мировоззренческие проблемы и находить пути их решения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Философия» являются: знакомство с основными проблемами и вопросами классической философии, а также с основными современными философскими концепциями; формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на связь идей и линий аргументации, выстраиваемых вкруг ключевых проблемных узлов философской мысли.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные онтологические категории (сущность и существование, движение и покой, пространство и время, реальность и кажимость). Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения, онтологические концепции. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы бытия.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы, основные концепции знания. Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения. Владеть: навыками философской культуры мышления и "методологической рефлексией"
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы; методы философского и общенаучного исследования. Уметь: использовать общенаучные методы и средства познания для решения мировоззренческих вопросов. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на исследуемую проблему.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия и проблемы философии языка. Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения. Владеть: навыками философской культуры мышления
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: закономерности развития человека и его сознания, основные параметры ИИ. Уметь: характеризовать возможности ИИ. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы этики ИИ.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории, проблемы, связанные со свободой воли. Уметь: распознавать проблемы, связанные с моральной ответственностью. Владеть: навыками применения полученных знаний для решения социальных и профессиональных проблем.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия политической философии. Уметь: применять в профессиональной деятельности понятийно-категориальный аппарат философии политики. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы общества.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: закономерности развития общества, государства и человека, основные понятия исторического познания. Уметь: применять в профессиональной деятельности понятийно-категориальный аппарат философии. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы общества, государства и человека.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы. Уметь: использовать морально-этические учения для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. Владеть: навыками применения полученных знаний для решения этический проблем в социальной и профессиональной деятельности.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: закономерности развития человека и его сознания. Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы природы, общества и человека.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бытие, сущее и ничто. Что и как на самом деле существует?
    1.1 Предмет и специфика философского знания 1.2 Проблема бытия 1.3 Сущность и существования 1.4 Пространство и время 1.5 Существование внешнего мира
  • Откуда я все это знаю? Знание, мнение, обоснование
    2.1 Знание и мнение 2.2 Мы и наши знания 2.3 Знание и обоснование 2.4 Является ли ИОМ знанием 2.5 Парадоксы познания 2.6 Источники и границы познания 2.7 Проблема истины
  • Наука, истина, рациональность. Чего не знают ученые?
    3.1 Наука в системе культуры 3.2 Дедуктивно-номологическая модель научного знания 3.3 Индуктивно-статистическая модель научного знания 3.4 Рост и развитие научного знания 3.5 Будущее науки
  • Почему слова что-то значат?
    4-1.2Идеи и вещи 4-1.3 Смысл и значение 4-1.4 Язык как зеркало мира 4-2.1Язык как деятельность: языковые игры 4-2.2 Слово как действие: речевые акты 4-3.1 Гипотеза Сепира-Уорфа 4-3.2 Теория порождающей грамматики
  • Чего не могут роботы?
    5-1.1 Естественные вопросы об искусственном разуме 5-1.2 Что такое интеллект? 5-2.1 Тест Тьюринга, или Игра в имитацию 5-2.2 Чего не достает имитаторам? 5-3.1 Китайская комната Джона Сёрла 5-3.2 Выходы из китайской комнаты 5-4.1 Как машина становится доброй? 5-4.2 Как жить в мире с моральными машинами?
  • Как свобода становится проблемой?
    6-1.1 Детерминизм 6-1.2 Альтернативные возможности 6-1.3 Аргумент последствий 6-2.1 Классики компатибилизма 6-2.2 Современный компатибилизм 6-2.3 Аргументы от манипуляции 6-3.1 Классическое либертарианство 6-3.2 Теория изначальной ответственности 6-3.3 Аргументы от удачи 6-4.1 Инкомпатибилизм и аргументы скептиков 6-4.2 Как жить без свободы?
  • Почему существует власть?
    7-1.1 Идея власти у Аристотеля 7-1.2 Маккиавелли и республиканская традиция 7-1.3 Власть и "Левиафан" Томаса Гоббса 7-1.4 Макс Вебер и проблема легитимности 7-2.1 Власть и знание у Мишеля Фуко 7-2.2 Политика в интерпретации феминизма 7-2.3 Понятие власти в оптике неормаксизма 7-2.4 Ханна Арендт и понятие тоталитаризма 7-3.1 Идея разделения властей 7-3.2 Демократия и тирания 7-3.3 Понятие негативной свободы 7-3.4 Либертарианская утопия
  • Имеет ли история смысл?
    8-1.1 Изобретение "истории" 8-1.2 История и идея прогресса 8-1.3 Кто пишет историю? 8-1.4 Критика европоцентризма 8-2.1 Учение Гегеля об истории 8-2.2 Интерпретация исторического процесса у Маркса 8-2.3 Критика историцизма 8-3.1 Идея аналитической философии истории 8-3.2 Конструктивистские теории наций 8-3.3 Трансгуманизм и философия истории
  • Сущность морального идеала. О чем говорят этики?
    9-1.1 Мораль и этика. Соотношение понятий. 9-1.2 Что такое моральный идеал, благо, добро и зло? 9-2.1 Консеквенциализм и деонтология 9-2.2 Античная этика добродетели 9-2.3 Иудео-христианская этика добродетели 9-2.4 "Натуралистическая ошибка" традиционной этики и её современные альтернатив
  • Прикладная этика. Чем философы могут помочь практикам?
    10-1.1 От концептуальной морали к решению практических задач 10-1.2 Моральный выбор рационального субъекта 10-1.3 "Выбор Софи" и "Вагонетка". Понятие нравственной дилеммы. 10-1.4 Условия обособления прикладной этики и ее цель. 10-2.1 Моральные принципы научного познания и академической дискуссии 10-2.2 Этические проблемы современной науки: био- и экоэтика. 10-3.1 Особенности профессиональной морали. 10-3.2 Деловая этика как проявление социальной ответственности бизнеса 10-3.3 Понятие рациональной сделки Дэвида Готиера. Дилемма заключенного.
  • Смысл человеческого существования. Что такое достойная жизнь?
    11-1.1 Человеческое достоинство. Само-волие и свое-волие. 11-1.2 Бунт как эскапизм или средство для утверждения новой морали? 11-1.3 Благо-деяние. Парадоксы этики ненасилия. 11-2.1 Жизнь как проблема и смерть как событие жизни.1 11-2.2 Стоит ли жизнь того, чтобы её прожить, или Счастлив ли Сизиф? 11-2.3 Человек "обречён быть свободным"? Абсурд: ирония и пафос. 11-2.4 Рациовитализм: "Я есть Я и мои обстоятельства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка за онлайн курс
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * Накопленная оценка за онлайн курс + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гаджиев К. С. - ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 392с. - ISBN: 978-5-9916-9789-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-politicheskoy-filosofii-437288
  • Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. - ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-09669-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-filosofii-428319
  • Лавриненко В. Н., Кафтан В. В., Чернышова Л. И. ; Под ред. Лавриненко В.Н. - ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 1 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 275с. - ISBN: 978-5-534-10186-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-v-2-t-tom-1-istoriya-filosofii-442434
  • Радул Д. Н. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 385с. - ISBN: 978-5-534-03281-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-filosofiya-matematiki-438427
  • Розин В. М. - ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-05511-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-tehniki-441386
  • Социальная философия и философия истории : учебное пособие / под ред. д-ра филос. наук К.Х.Момджяна. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 478 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5d2432be851ee5.03699636. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/947030
  • Этика : учеб. пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова, М.М. Шубина [и др.] ; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 228 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/22311. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1019763

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Апресян Р.Г. - Этика (для бакалавров и магистрантов) - КноРус - 2017 - 356с. - ISBN: 978-5-406-05973-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922959
  • Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М., 1995. - 354 с. ISBN 5-201-01862-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/347507
  • Аристотель. Евдемова этика. - М., 2005. - 448 с. ISBN 5-9540-0025-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346442
  • Бердяев Н. А. - СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. ОПЫТ ОПРАВДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-05321-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/smysl-tvorchestva-opyt-opravdaniya-cheloveka-441579
  • Бердяев Н. А. - ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-05320-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-svobody-441532
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ. (2014). О самопознании и его пределах. Заключение о себе. Развитие Личности, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16641563
  • Братья Карамазовы/Ф.М.Достоевский-М.:НИЦ ИНФРА-М,2015.-838 с.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508349
  • Введение в философию : учеб. пособие / С.И. Платонова. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 216 с. — (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.12737/24411 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/907582
  • ВЕБЕР МАКС. (2012). Наука как призвание и профессия. Развитие Личности, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16641703
  • Вундт В. М. - ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ 5-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-08945-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-filosofiyu-433335
  • Гегель Г. - Философия истории - Издательство "Лань" - 2017 - 262с. - ISBN: 978-5-507-43362-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95932
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 1. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-06074-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-1-leviafan-v-2-t-tom-1-441701
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
  • Избранное / Доброхотов А.Л. - Москва :ИД Тер. будущего, 2008. - 472 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-91129-008-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/157578
  • Избранные работы / Витгенштейн Л., Руднев В. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-7333-0151-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/105972
  • История и философия науки: учеб. пособие / Э.В. Островский. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. — 324 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010764
  • Когнитивные исследования. Вып. 5 : сборник научных трудов / под ред. А.А. Кибрика, Т.В. Черниговской, А.В. Дубасовой.. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 295 с. - ISBN 978-5-9270-0241-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060389
  • Мечковская Н.Б. - Философия языка и коммуникации: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 517с. - ISBN: 978-5-9765-2564-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91019
  • Милль, Д. С. (2014). Система логики. Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14170B0E
  • Ницше Ф. В. - ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-05538-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624
  • Новикова, О. В., & Новиков, В. Т. (2014). Современная философия истории: основные направления и концептуальные особенности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F46BB0C
  • Попов, В. (2014). Философия Истории: Постнеклассический Дискурс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5D43130
  • ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940
  • РУТКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (2016). Философия Истории Х. Ортеги-И-Гассета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4FACA01C
  • Соловьев В. С. - ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 468с. - ISBN: 978-5-534-06106-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/opravdanie-dobra-nravstvennaya-filosofiya-441860
  • Толстой Л. Н. - ИСПОВЕДЬ. ИЗБРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-534-09937-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ispoved-izbrannaya-publicistika-428972
  • Фейерабенд, П. (2009). Прогресс в философии, науке и в искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF71A9E0
  • Юм Д. ; Пер. Роговин С. М. - ДИАЛОГИ О ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 130с. - ISBN: 978-5-534-08875-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dialogi-o-estestvennoy-religii-426657