Summary of Degree Programme
38.03.02 Management
No
4 years
Full-time, 240 з.е.
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
2021/2022 Academic year
HR Management
Marketing
Organizational Analysis and Business Process Management
Product-management
1.Многопрофильность обучения. Индивидуальный выбор студентами профиля своей профессиональной подготовки со второго курса:
- Профиль «Business Strategies in Emerging Markets». Англоязычный профиль с 3 курса
- Профиль « Организационное поведение и человеческие ресурсы»
- Профиль «Маркетинг»
- Профиль « Инновации и предпринимательство»
- Профиль « Управление бизнес-процессами »
Для студентов первого курса набора 2020 года
Профиль «HR – менеджмент»
Профиль «Маркетинг»
Профиль «Product- management»
Профиль «Организационный анализ и бизнес-процессы»
2. Проектная деятельность. Работа над проектами в течение всего периода обучения - одно из ключевых особенностей образовательной программы «Управление бизнесом».Занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке бакалавров..
3.Обязательное освоение ряда профессиональных дисциплин на английском языке на третьем, четвертом курсах.
4. Системное освоение компетенций Soft Skills – надпрофессиональных навыков в области коммуникации, командообразования, управления конфликтами, развития эмоционального интеллекта.
5. Освоение компетенций, необходимых для работы с большими данными (data skills) в различных областях современного бизнеса.
6. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. К занятиям со студентами и руководству проектами привлекаются известные ученые, бизнесмены, предприниматели, эксперты, зарубежные специалисты
7. Сотрудничество с крупными отечественными и зарубежными компаниями Нижегородского региона.
Целью реализации основной профессиональной образовательной программы «Управление бизнесом» по направлению 38.03.02 Менеджмент квалификация - бакалавр является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего и среднего уровней, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
Область профессиональной деятельности выпускников образовательной программы «Управление бизнесом» - это разработка, апробация и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую в долгосрочной перспективе и эффективную работу организации посредством предложения рынку конкурентоспособного товара/услуги.
Профессиональная деятельность по данному направлению включает:
- определение и постановку целей, задач, направлений деятельности и выбор оптимальных путей и средств их реализации;
- организацию, планирование, координацию и контроль отдельных видов деятельности и использования ресурсов организации;
- участие в разработке стратегических и тактических планов организации и их реализации;
- обеспечение учета, анализа и оценки результатов деятельности, финансового положения организации;
- организацию работы персонала подразделения (службы).
- Объектами профессиональной деятельности выпускников образовательной программы «Управление бизнесом» являются системы и процессы управления в организациях различных организационно-правовых форм:
- деловые организации, в которых выпускники работают в качестве специалистов и руководителей младшего и среднего уровней;
- бизнес-структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
- научно-исследовательские и консалтинговые организации, оказывающие услуги в области постановки и решения управленческих проблем.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники образовательной программы «Управление бизнесом»:
- организационно-управленческая (ОУД);
- информационно-аналитическая (ИАД);
- предпринимательская (ПрД);
- научно-исследовательская (НИД).
Выпускники, освоившие образовательную программу бакалавриата «Управление бизнесом» в соответствии с видами профессиональной деятельности должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:
а) участвовать в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в организационно - управленческой деятельности по следующим направлениям:
- разработка и реализация корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия);
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей
б) участвовать в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в информационно-аналитической деятельности по следующим направлениям:
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- оценка эффективности проектов;
- оценка эффективности управленческих решений.
в) участвовать в предпринимательской деятельности по следующим направлениям:
- поиск и оценка новых рыночных возможностей и формирование бизнес-идеи;
- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса.
- организация предпринимательской деятельности.
г) участвовать в качестве исполнителей в научно-исследовательской деятельности по следующим направлениям:
- выявление и постановка актуальных проблем управления
- подбор, адаптация и использование новых инструментов исследования
- работа с литературой по научной проблеме.
В результате освоения образовательной программы бакалавриата «Управление бизнесом» у выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности:
В соответствии с организационно-управленческой деятельностью выпускники должны быть способны::
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ПК-1);
- предлагать организационно - управленческие решения, оценивать условия и последствия принимаемых решений (ПК-2);
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-3);
- проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности (ПК-4);
- активно участвовать в реализации программы организационных изменений (ПК-5);
- применять основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-6);
- участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-7);
- анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-8);
- эффективно выполнять управленческие функции в мультикультурной среде (ПК-9);
- учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ПК-10);
- участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-11);
- участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-12);
- планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-13);
- оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-14);
- решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-15);
- участвовать в разработке программ повышения конкурентоспособности на основе использования знаний о современной системе управления качеством (ПК-16),
- разрабатывать управленческие процедуры и методы контроля (ПК-17).
В соответствии с информационно-аналитической деятельностью выпускники должны быть способны:
- оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-18);
- анализировать поведение потребителей экономических благ и формировать спрос (ПК-19);
- проводить анализ конкурентной среды (ПК-20);
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях (ПК-21);
- выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-22);
- применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования политики и финансовой отчетности (ПК-23);
- анализировать финансовую отчетность и принимать участие в подготовке инвестиционных, кредитных и финансовых решений (ПК-24);
- проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений (ПК-25);
- проводить анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений (ПК-27).
В соответствии с предпринимательской деятельностью выпускники должны быть способны:
- находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-27);
- разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.д.) ( ПК-28);
- оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-29);
- обеспечивать реализацию социальной ответственности бизнеса через тесное взаимодействие в процессе предпринимательской деятельности со всеми заинтересованными сторонами, включая местные власти, профсоюзные объединения, местные сообщества и т.д. (ПК-30).
В соответствии с научно-исследовательской деятельностью выпускники должны быть способны:
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач (ПК-31);
- выбирать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные данные (ПК-32);
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию. содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать ее в научной работе (ПК-33);
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей (ПК-34);
- использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-35).
Для студентов первого курса 2020 года набора
Бакалавр, освоивший ОП « Управление бизнесом» должен обладать универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
Универсальные компетенции ( УК):
Код компетенций по порядку | Формулировки компетенций |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ, синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, изменяющихся ресурсов и ограничений |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке (ах) |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-6 | Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию самообразования на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-7 | Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
УК-8 | Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
Код компетенций по порядку | Формулировки компетенций |
ОПК-1 | Владеет навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности.
|
ОПК-2 | Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений.
|
ОПК-3 | Способен проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.
|
ОПК-4 | Способен осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации. |
ОПК-5 | Владеет навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем.
|
ОПК-6 | Владеет методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций.
|
ОПК-7 | Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
Профессиональные компетенции
Код компетенций по порядку | Формулировки компетенций |
ПК-1 | Способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач |
ПК-2 | Способен эффективно выполнять управленческие функции в мультикультурной среде |
ПК-3 | Способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности |
ПК -4 | Способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию |
ПК-5 | Способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций |
ПК -6 | Способен анализировать формирование спроса поведение |
ПК-7 | Способен проводить анализ конкурентной среды |
ПК-8 | Способен проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений |
ПК-9 | Способен проводить анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений |
ПК-10 | Способен находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею |
ПК-11 | Способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений - деятельности, продуктов и т.п.) |
ПК-12 | Способен обеспечивать реализацию социальной ответственности бизнеса через тесное взаимодействие в процессе предпринимательской деятельности со всеми заинтересованными сторонами, включая местные власти, профсоюзные объединения, местные сообщества и т.д. |
На образовательной программе «Управление бизнесом» подготовки бакалавров предусматривается изучение следующих блоков:
Б.О. – общий цикл
Б. Пр – профессиональный цикл ( Major) в том числе:
Б.Пр.Б. – базовая часть;
Б. Пр. Бп – базовая профильная часть;
Б. Пр. Вп – вариативная профильная часть, включая дисциплины по выбору.
Б.М. – дополнительный профиль (Minor);
Б. ПД. – проектная и /или исследовательская работа;
Б. Ф. – факультативы (дополнительно к образовательной программе)
Б. ГИА – государственная итоговая аттестация.
Базовая часть образовательной программы «Управление бизнесом» - совокупность элементов, устанавливаемых в ОС ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ.
Вариативная часть образовательной программы «Управление бизнесом» - совокупность элементов, которые устанавливаются образовательной программой и выбираются студентами программы.
Код элемента | Элементы ООП и планируемые результаты обучения | Примерные дисциплины | Количество ЗЕ |
Б.О. | Общий цикл | 17 | |
|
| Безопасность жизнедеятельности, Физкультура, Философия, История, Выбор дисциплин из 3 (определяется ОП): Социология, Психология, Право |
|
Б. Пр | Профессиональный цикл ( Major) | 149-152 | |
Б. Пр. Б. | Базовые курсы направления подготовки | 35-47 | |
|
| Экономическая теория, Математика, теория вероятностей и математическая статистика, Экономическая статистика, Бухгалтерский и управленческий учет. Этика бизнеса |
|
Б. Пр. БП | Базовая профильная часть | 56-71 | |
|
| Теория и история менеджмента, Экономический анализ фирмы, Введение в Data Science, Качественные и количественные методы разработки и принятия управленческих решений, теория организации и организационное поведение, Финансовый менеджмент, Маркетинг, Управление проектами, Управление человеческими ресурсами, Стратегический менеджмент, Дисциплины по выбору образовательной программы: Государство, бизнес и общество: проблемы и механизмы взаимодействия, Управленческие компетенции, Деловая и профессиональная коммуникация в межкультурной среде, Основы предпринимательства, Data Science в бизнесе, Бизнес процессы |
|
Б. Пр. ВП | Вариативная часть профиля ( включая дисциплины по выбору) | 43-49 | |
Б.М. | Дополнительный профиль (Minor); | 20 | |
Б. ПД. | Практики, проектная и/или исследовательская работа | Всего, в том числе: НИС и/или Проектный семинар, Профориентационный семинар, Практики, Проекты/проектная работа, Курсовые работы | 48 |
Б.Ф. | Факультативы | Английский язык, Интенсивный иностранный язык (английский) 1 курс, Академическое письмо на английском языке | Максимальный объем определяется ОП, ЗЕ учитываются сверх общего объема ОП |
Б. ГИА | Государственная итоговая аттестация | Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки, Защита ВКР | 3-6 |
ИТОГО | 240 |
Характеристика образовательных модулей программы для студентов первого курса набора 2020 года
В структуре образовательной программы предусматривает 7 образовательных модулей:
1. Профессиональный модуль (Major) формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента. Состоит из базовой и вариативной частей. Базовая часть образовательной программы включает в себя совокупность ее элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ в данном образовательном стандарте. Вариативная часть образовательной программы - является совокупность её элементов, устанавливаемых разработчиками отдельных программ бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и/или выбираемых студентами указанных программ.
В рамках базовой части при очной форме обучения должна быть реализована дисциплина «Физическая культура».
2. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую.
Модуль «Практики, проектная и научно-исследовательская работа» включает в себя курсовые работы, практику и подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР), а также такие элементы, как научно-исследовательские семинары, научно-практические семинары, подготовку и участие в конкурсах в области менеджмента и бизнеса.
Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем в области менеджмента и бизнеса.
Практики: учебная и преддипломная.
Форма проведения учебной практики: ознакомительная, по получению первичных профессиональных навыков.
Форма проведения преддипломной практики: производственная, по закреплению профессиональных навыков.
Производственная практика проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, учебная практика может проводиться в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Подготовка ВКР включает в себя подготовку плана исследования, поиск, сбор, анализ и обобщение информации по разрабатываемой теме, работу с учебной и научной литературой, составление, обсуждение с научным руководителем и представление текста работы к защите.
Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно- исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области менеджмента: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии.
Проектная работа включает в себя участие в проектном семинаре и разработку и реализацию проекта: Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.
3. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления.
4. Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.
5. Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.
6. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенций применения этих технологий в профессиональной деятельности.
7. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП.
- ключевые образовательные результаты (КОР) - измеряемые комплексные результаты обучения по всем программам одного направления подготовки, критически важные и минимально достаточные для освоения данного направления;
- английский язык не ниже B2 (для языковых направлений уровень выше);
- методы наук о данных на уровне, определённом для конкретной образовательной программы.
В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также междисциплинарный государственной экзамен по направлению подготовки.
Особенности образовательных модулей ОП « Управление бизнесом»
Модуль | Минимальный объем (кредит) | Характеристика модуля |
1. Major | ||
Major Базовый профессиональный (Major) | 84 | Предметные области: 1. Экономика; 2. Математика и статистика; 3. Общий и стратегический менеджмент; 4. Финансы и учёт; 5. Маркетинг; 6. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами; 7. Управление процессами и проектами, логистика и управление цепями поставок; 8. Принятие решений и этика бизнеса; 9. Предпринимательство: 10. Социальные навыки менеджера / Лидерство и командообразование.
|
Вариативный профессиональный (Major вар.)
| 85 | Научно-исследовательский семинар (НИС) – определяется ОП; Проектный семинар (ПС) – определяется ОП; Обязательные и вариативные дисциплины специализации (по ОП, предусматривающим специализацию) - определяется ОП; Вариативные дисциплины (по ОП, не предусматривающим специализации) – определяется ОП.
|
2. Практика | 30 |
|
Профессиональная |
| Типы практик и их обязательность определяются ОП |
Проектная |
| Проекты – определяется ОП; Курсовая работа – определяется ОП; Подготовка ВКР – обязательно (в проектном или исследовательском виде практики – определяется ОП); Другие типы практик и их обязательность определяются ОП. |
Научно - исследовательская |
| Курсовая (курсовые) работа (работы) – определяется ОП; Подготовка ВКР – обязательно (в проектном или исследовательском виде практики – определяется ОП). Другие типы практик и их обязательность определяются ОП |
3. ДОЦ | 14
| БЖД; Дисциплина по физической культуре и спорту; Не менее трёх из пяти дисциплин общеуниверситетского пула – определяется ОП.
|
4.Minor | 20 | Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины |
5.Английский язык
| 1 | Внутренний экзамен по английскому языку Независимый экзамен по английскому языку Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР Дополнительные факультативные учебные дисциплины
|
6.Data Culture | 3 | Дисциплины из области наук о данных (Data Science) базового уровня.
|
7. ГИА | 1 | Защита ВКР обязательно; Государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Менеджмент» - определяется ОП.
|
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin