Паспорт образовательной программы
38.03.02 Менеджмент
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
2021/2022 учебный год
HR- менеджмент
Маркетинг
Организационный анализ и бизнес-процессы
Управление продуктом
1.Многопрофильность обучения. Индивидуальный выбор студентами профиля своей профессиональной подготовки со второго курса:
- Профиль «Business Strategies in Emerging Markets». Англоязычный профиль с 3 курса
- Профиль « Организационное поведение и человеческие ресурсы»
- Профиль «Маркетинг»
- Профиль « Инновации и предпринимательство»
- Профиль « Управление бизнес-процессами »
Для студентов первого курса набора 2020 года
Профиль «HR – менеджмент»
Профиль «Маркетинг»
Профиль «Product- management»
Профиль «Организационный анализ и бизнес-процессы»
2. Проектная деятельность. Работа над проектами в течение всего периода обучения - одно из ключевых особенностей образовательной программы «Управление бизнесом».Занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке бакалавров..
3.Обязательное освоение ряда профессиональных дисциплин на английском языке на третьем, четвертом курсах.
4. Системное освоение компетенций Soft Skills – надпрофессиональных навыков в области коммуникации, командообразования, управления конфликтами, развития эмоционального интеллекта.
5. Освоение компетенций, необходимых для работы с большими данными (data skills) в различных областях современного бизнеса.
6. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. К занятиям со студентами и руководству проектами привлекаются известные ученые, бизнесмены, предприниматели, эксперты, зарубежные специалисты
7. Сотрудничество с крупными отечественными и зарубежными компаниями Нижегородского региона.
Целью реализации основной профессиональной образовательной программы «Управление бизнесом» по направлению 38.03.02 Менеджмент квалификация - бакалавр является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего и среднего уровней, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
Область профессиональной деятельности выпускников образовательной программы «Управление бизнесом» - это разработка, апробация и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую в долгосрочной перспективе и эффективную работу организации посредством предложения рынку конкурентоспособного товара/услуги.
Профессиональная деятельность по данному направлению включает:
- определение и постановку целей, задач, направлений деятельности и выбор оптимальных путей и средств их реализации;
- организацию, планирование, координацию и контроль отдельных видов деятельности и использования ресурсов организации;
- участие в разработке стратегических и тактических планов организации и их реализации;
- обеспечение учета, анализа и оценки результатов деятельности, финансового положения организации;
- организацию работы персонала подразделения (службы).
- Объектами профессиональной деятельности выпускников образовательной программы «Управление бизнесом» являются системы и процессы управления в организациях различных организационно-правовых форм:
- деловые организации, в которых выпускники работают в качестве специалистов и руководителей младшего и среднего уровней;
- бизнес-структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
- научно-исследовательские и консалтинговые организации, оказывающие услуги в области постановки и решения управленческих проблем.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники образовательной программы «Управление бизнесом»:
- организационно-управленческая (ОУД);
- информационно-аналитическая (ИАД);
- предпринимательская (ПрД);
- научно-исследовательская (НИД).
Выпускники, освоившие образовательную программу бакалавриата «Управление бизнесом» в соответствии с видами профессиональной деятельности должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:
а) участвовать в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в организационно - управленческой деятельности по следующим направлениям:
- разработка и реализация корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия);
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей
б) участвовать в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в информационно-аналитической деятельности по следующим направлениям:
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- оценка эффективности проектов;
- оценка эффективности управленческих решений.
в) участвовать в предпринимательской деятельности по следующим направлениям:
- поиск и оценка новых рыночных возможностей и формирование бизнес-идеи;
- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса.
- организация предпринимательской деятельности.
г) участвовать в качестве исполнителей в научно-исследовательской деятельности по следующим направлениям:
- выявление и постановка актуальных проблем управления
- подбор, адаптация и использование новых инструментов исследования
- работа с литературой по научной проблеме.
В результате освоения образовательной программы бакалавриата «Управление бизнесом» у выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности:
В соответствии с организационно-управленческой деятельностью выпускники должны быть способны::
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ПК-1);
- предлагать организационно - управленческие решения, оценивать условия и последствия принимаемых решений (ПК-2);
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-3);
- проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности (ПК-4);
- активно участвовать в реализации программы организационных изменений (ПК-5);
- применять основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-6);
- участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-7);
- анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-8);
- эффективно выполнять управленческие функции в мультикультурной среде (ПК-9);
- учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ПК-10);
- участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-11);
- участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-12);
- планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-13);
- оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-14);
- решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-15);
- участвовать в разработке программ повышения конкурентоспособности на основе использования знаний о современной системе управления качеством (ПК-16),
- разрабатывать управленческие процедуры и методы контроля (ПК-17).
В соответствии с информационно-аналитической деятельностью выпускники должны быть способны:
- оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-18);
- анализировать поведение потребителей экономических благ и формировать спрос (ПК-19);
- проводить анализ конкурентной среды (ПК-20);
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях (ПК-21);
- выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-22);
- применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования политики и финансовой отчетности (ПК-23);
- анализировать финансовую отчетность и принимать участие в подготовке инвестиционных, кредитных и финансовых решений (ПК-24);
- проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений (ПК-25);
- проводить анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений (ПК-27).
В соответствии с предпринимательской деятельностью выпускники должны быть способны:
- находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-27);
- разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.д.) ( ПК-28);
- оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-29);
- обеспечивать реализацию социальной ответственности бизнеса через тесное взаимодействие в процессе предпринимательской деятельности со всеми заинтересованными сторонами, включая местные власти, профсоюзные объединения, местные сообщества и т.д. (ПК-30).
В соответствии с научно-исследовательской деятельностью выпускники должны быть способны:
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач (ПК-31);
- выбирать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные данные (ПК-32);
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию. содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать ее в научной работе (ПК-33);
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей (ПК-34);
- использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-35).
Для студентов первого курса 2020 года набора
Бакалавр, освоивший ОП « Управление бизнесом» должен обладать универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
Универсальные компетенции ( УК):
Код компетенций по порядку | Формулировки компетенций |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ, синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, изменяющихся ресурсов и ограничений |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке (ах) |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-6 | Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию самообразования на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-7 | Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
УК-8 | Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
Код компетенций по порядку | Формулировки компетенций |
ОПК-1 | Владеет навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности.
|
ОПК-2 | Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений.
|
ОПК-3 | Способен проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.
|
ОПК-4 | Способен осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации. |
ОПК-5 | Владеет навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем.
|
ОПК-6 | Владеет методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций.
|
ОПК-7 | Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
Профессиональные компетенции
Код компетенций по порядку | Формулировки компетенций |
ПК-1 | Способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач |
ПК-2 | Способен эффективно выполнять управленческие функции в мультикультурной среде |
ПК-3 | Способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности |
ПК -4 | Способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию |
ПК-5 | Способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций |
ПК -6 | Способен анализировать формирование спроса поведение |
ПК-7 | Способен проводить анализ конкурентной среды |
ПК-8 | Способен проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений |
ПК-9 | Способен проводить анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений |
ПК-10 | Способен находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею |
ПК-11 | Способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений - деятельности, продуктов и т.п.) |
ПК-12 | Способен обеспечивать реализацию социальной ответственности бизнеса через тесное взаимодействие в процессе предпринимательской деятельности со всеми заинтересованными сторонами, включая местные власти, профсоюзные объединения, местные сообщества и т.д. |
На образовательной программе «Управление бизнесом» подготовки бакалавров предусматривается изучение следующих блоков:
Б.О. – общий цикл
Б. Пр – профессиональный цикл ( Major) в том числе:
Б.Пр.Б. – базовая часть;
Б. Пр. Бп – базовая профильная часть;
Б. Пр. Вп – вариативная профильная часть, включая дисциплины по выбору.
Б.М. – дополнительный профиль (Minor);
Б. ПД. – проектная и /или исследовательская работа;
Б. Ф. – факультативы (дополнительно к образовательной программе)
Б. ГИА – государственная итоговая аттестация.
Базовая часть образовательной программы «Управление бизнесом» - совокупность элементов, устанавливаемых в ОС ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ.
Вариативная часть образовательной программы «Управление бизнесом» - совокупность элементов, которые устанавливаются образовательной программой и выбираются студентами программы.
Код элемента | Элементы ООП и планируемые результаты обучения | Примерные дисциплины | Количество ЗЕ |
Б.О. | Общий цикл | 17 | |
|
| Безопасность жизнедеятельности, Физкультура, Философия, История, Выбор дисциплин из 3 (определяется ОП): Социология, Психология, Право |
|
Б. Пр | Профессиональный цикл ( Major) | 149-152 | |
Б. Пр. Б. | Базовые курсы направления подготовки | 35-47 | |
|
| Экономическая теория, Математика, теория вероятностей и математическая статистика, Экономическая статистика, Бухгалтерский и управленческий учет. Этика бизнеса |
|
Б. Пр. БП | Базовая профильная часть | 56-71 | |
|
| Теория и история менеджмента, Экономический анализ фирмы, Введение в Data Science, Качественные и количественные методы разработки и принятия управленческих решений, теория организации и организационное поведение, Финансовый менеджмент, Маркетинг, Управление проектами, Управление человеческими ресурсами, Стратегический менеджмент, Дисциплины по выбору образовательной программы: Государство, бизнес и общество: проблемы и механизмы взаимодействия, Управленческие компетенции, Деловая и профессиональная коммуникация в межкультурной среде, Основы предпринимательства, Data Science в бизнесе, Бизнес процессы |
|
Б. Пр. ВП | Вариативная часть профиля ( включая дисциплины по выбору) | 43-49 | |
Б.М. | Дополнительный профиль (Minor); | 20 | |
Б. ПД. | Практики, проектная и/или исследовательская работа | Всего, в том числе: НИС и/или Проектный семинар, Профориентационный семинар, Практики, Проекты/проектная работа, Курсовые работы | 48 |
Б.Ф. | Факультативы | Английский язык, Интенсивный иностранный язык (английский) 1 курс, Академическое письмо на английском языке | Максимальный объем определяется ОП, ЗЕ учитываются сверх общего объема ОП |
Б. ГИА | Государственная итоговая аттестация | Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки, Защита ВКР | 3-6 |
ИТОГО | 240 |
Характеристика образовательных модулей программы для студентов первого курса набора 2020 года
В структуре образовательной программы предусматривает 7 образовательных модулей:
1. Профессиональный модуль (Major) формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента. Состоит из базовой и вариативной частей. Базовая часть образовательной программы включает в себя совокупность ее элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ в данном образовательном стандарте. Вариативная часть образовательной программы - является совокупность её элементов, устанавливаемых разработчиками отдельных программ бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и/или выбираемых студентами указанных программ.
В рамках базовой части при очной форме обучения должна быть реализована дисциплина «Физическая культура».
2. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую.
Модуль «Практики, проектная и научно-исследовательская работа» включает в себя курсовые работы, практику и подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР), а также такие элементы, как научно-исследовательские семинары, научно-практические семинары, подготовку и участие в конкурсах в области менеджмента и бизнеса.
Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем в области менеджмента и бизнеса.
Практики: учебная и преддипломная.
Форма проведения учебной практики: ознакомительная, по получению первичных профессиональных навыков.
Форма проведения преддипломной практики: производственная, по закреплению профессиональных навыков.
Производственная практика проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, учебная практика может проводиться в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Подготовка ВКР включает в себя подготовку плана исследования, поиск, сбор, анализ и обобщение информации по разрабатываемой теме, работу с учебной и научной литературой, составление, обсуждение с научным руководителем и представление текста работы к защите.
Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно- исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области менеджмента: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии.
Проектная работа включает в себя участие в проектном семинаре и разработку и реализацию проекта: Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.
3. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления.
4. Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.
5. Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.
6. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенций применения этих технологий в профессиональной деятельности.
7. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП.
- ключевые образовательные результаты (КОР) - измеряемые комплексные результаты обучения по всем программам одного направления подготовки, критически важные и минимально достаточные для освоения данного направления;
- английский язык не ниже B2 (для языковых направлений уровень выше);
- методы наук о данных на уровне, определённом для конкретной образовательной программы.
В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также междисциплинарный государственной экзамен по направлению подготовки.
Особенности образовательных модулей ОП « Управление бизнесом»
Модуль | Минимальный объем (кредит) | Характеристика модуля |
1. Major | ||
Major Базовый профессиональный (Major) | 84 | Предметные области: 1. Экономика; 2. Математика и статистика; 3. Общий и стратегический менеджмент; 4. Финансы и учёт; 5. Маркетинг; 6. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами; 7. Управление процессами и проектами, логистика и управление цепями поставок; 8. Принятие решений и этика бизнеса; 9. Предпринимательство: 10. Социальные навыки менеджера / Лидерство и командообразование.
|
Вариативный профессиональный (Major вар.)
| 85 | Научно-исследовательский семинар (НИС) – определяется ОП; Проектный семинар (ПС) – определяется ОП; Обязательные и вариативные дисциплины специализации (по ОП, предусматривающим специализацию) - определяется ОП; Вариативные дисциплины (по ОП, не предусматривающим специализации) – определяется ОП.
|
2. Практика | 30 |
|
Профессиональная |
| Типы практик и их обязательность определяются ОП |
Проектная |
| Проекты – определяется ОП; Курсовая работа – определяется ОП; Подготовка ВКР – обязательно (в проектном или исследовательском виде практики – определяется ОП); Другие типы практик и их обязательность определяются ОП. |
Научно - исследовательская |
| Курсовая (курсовые) работа (работы) – определяется ОП; Подготовка ВКР – обязательно (в проектном или исследовательском виде практики – определяется ОП). Другие типы практик и их обязательность определяются ОП |
3. ДОЦ | 14
| БЖД; Дисциплина по физической культуре и спорту; Не менее трёх из пяти дисциплин общеуниверситетского пула – определяется ОП.
|
4.Minor | 20 | Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины |
5.Английский язык
| 1 | Внутренний экзамен по английскому языку Независимый экзамен по английскому языку Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР Дополнительные факультативные учебные дисциплины
|
6.Data Culture | 3 | Дисциплины из области наук о данных (Data Science) базового уровня.
|
7. ГИА | 1 | Защита ВКР обязательно; Государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Менеджмент» - определяется ОП.
|
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин