We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Independent Russian Exam

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Независимый экзамен по русскому языку как иностранному призван оценить у иностранных студентов НИУ ВШЭ уровень владения русским языком, необходимый для целей академического общения, и определить, готовы ли иностранные студенты использовать русский язык в качестве средства обучения на различных академических программах. Экзамен является обязательной частью учебной программы и проводится ежегодно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Определить уровень сформированности умений академической и профессиональной коммуникации на русском языке в четырех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо и говорение).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ● читать и понимать тексты на русском языке.
  • ● уверенно использовать широкий спектр лексических единиц и грамматических структур русского языка для достижения целей письменного общения. ● создавать логичные, развернутые, связные и аргументированные письменные тексты.
  • ● воспринимать на слух и понимать устные высказывания на повседневные, социокультурные и общенаучные темы.
  • ● уверенно использовать широкий спектр лексических единиц и грамматических структур русского языка для достижения целей устного общения. ● создавать логичные, развернутые, связные и аргументированные устные высказывания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Чтение
  • Письмо
  • Аудирование
  • Говорение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Чтение
    В раздел включены тестовые вопросы разных типов, в частности, вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы на установление правильной последовательности, вопросы с выбором всех правильных ответов, вопросы на выбор верных утверждений, задания на дополнение и др. Количество заданий и их последовательность в каждой части могут варьироваться. На выполнение заданий раздела «Чтение» отводится 60 мин.
  • неблокирующий Письмо
    В задании 1 студенты должны написать электронное письмо, ответив на вопросы, данные в задании. В задании 2 студенты должны написать сочинение-рассуждение на основе визуальной информации, представив свою позицию по обозначенной проблеме и приведя обоснованные, структурированные и развернутые аргументы, подкрепленные примерами. Тематика сочинений-рассуждений – социокультурные и общенаучные вопросы. Выполнение заданий предполагает, что студенты продемонстрируют не только лексико-грамматические знания и навыки, но также владение стилистическими средствами разных жанров, средствами и способами логической связи, дискурсивными маркерами. На выполнение двух заданий раздела «Письмо» отводится 60 мин. (электронное письмо (20 мин.) и сочинение-рассуждение (40 мин.)
  • неблокирующий Аудирование
    Раздел включает тестовые вопросы разных типов, включая, в частности, вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы на установление правильной последовательности, вопросы с выбором всех правильных ответов, вопросы на выбор верных утверждений, задания на дополнение и др. Количество заданий и их последовательность в каждой части могут варьироваться. На выполнение всех трех частей раздела «Аудирование» студентам отводится около 25 мин.
  • неблокирующий Говорение
    Задание 1 предполагает, что студенты продемонстрируют умения создания развернутого монологического высказывания на заданную тему. Студентам дается 1 минута на подготовку ответа по обозначенной проблеме. Задание 2 направлено на проверку уровня сформированности умений неподготовленной диалогической речи. В этом задании студенты должны ответить на вопросы, представив логичные и структурированные ответы, подкрепленные аргументами и примерами. Затрагиваемые темы в каждом из заданий могут касаться повседневного, социокультурного и общенаучного круга вопросов. На выполнение двух заданий раздела «Говорение» отводится около 15 мин.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Аудирование + 0.25 * Говорение + 0.25 * Письмо + 0.25 * Чтение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология, Глазунова, О. И., 2000
  • Чистая грамматика : учеб. пособие для иностр. учащихся продвинутого этапа обучения, Ласкарева, Е. Р., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • В мире людей. Вып.1: Письмо. Говорение, Макова, М. Н., 2017
  • В мире людей. Вып.2: Аудирование. Говорение, Макова, М. Н., 2019
  • В мире людей. Вып.3; Ч.1: Чтение. Говорение : ТРКИ-2, Макова, М. Н., 2018
  • Золотое перо : пособие по развитию навыков письменной речи, Колесова, Д. В., 2016
  • Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику : учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся, Баско, Н. В., 2016

Авторы

  • Сивер Екатерина Сергеевна
  • Кудинова Наталия Александровна