• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Macroeconomics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Economic Theory and Econometrics (Faculty of Economics)
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина изучается на 2 и 3 курсах бакалавриата. Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с современным состоянием макроэкономической науки, наиболее широко используемыми моделями и подходами в экономическом анализе на макро-уровне, обучение студентов использованию полученных знаний в профессиональной деятельности. В ходе изучения курса студенты: - получат знания о предпосылках построения, структуре и экономических выводах из изученных макроэкономических концепций; закономерностях функционирования современной экономики на макро-уровне; основных подходах в экономическом анализе на макро-уровне; особенностях функционирования экономик различных государств и мировой экономики; направлениях государственной политики в сфере регулирования экономики на макро-уровне; - научатся анализировать экономические явления на макро-уровне; применять необходимые методы макроэкономического анализа для анализа конкретных событий экономической жизни; использовать принципы микро- и макроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов и для решения прикладных задач; понимать и анализировать публикации экономического характера в специализированных и массовых изданиях; теоретически обосновывать самостоятельно проводимые исследования по темам, составляющим предмет макроэкономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются: - изучение студентами основных разделов макроэкономики (общее экономическое равновесие, отличия кейнсианского и классического подходов к объяснению экономических явлений на макроуровне, основные модели экономических циклов, связь инфляция и безработицы, модели несовершенной информации, фискальная и монетарная политика государства, нормативная теория экономической политики, базовая теория экономического роста, макроэкономическое равновесие в открытой экономике); изучение основных макроэкономических моделей равновесия, цикличности, экономического роста, открытой экономики; изучение принципов макроэкономической политики и роли государства в стабилизации экономики; развитие у студентов навыков качественного и количественного анализа экономических моделей, явлений и процессов. - формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, электронными ресурсами и источниками информации в Интернет.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения задач на общее экономическое равновесие. Способен анализировать различия двух основных подходов в решении макроэкономических задач – классического и кейнсианского. Демонстрирует умение решать задачи с использованием моделей AD-AS, IS-LM, рынка труда.
  • Способен решать задачи на экономическое равновесие с учетом эффектов фискальной и монетарной политики государства.
  • Способен анализировать совместное поведение макроэкономических переменных, разбираться в различиях детерминистского и стохастического подхода к экономическим явлениям.
  • Умеет разрабатывать экономические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, выбирать методики и средства решения задач. Способен применить знания основ дифференциального исчисления, решения дифференциальных уравнений к задачам макроэкономики.
  • Способен использовать микроэкономический подход к задачам макроэкономики, решать оптимизационные задачи выбора потребителя.
  • Умеет разрабатывать экономические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, выбирать методики и средства решения задач.
  • Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
  • Способен анализировать и решать задачи на связь известных экономических законов.
  • Умеет анализировать экономические модели и процессы с учетом асимметричной информации,способен использовать знания основ математической статистики при решении задач макроэкономики.
  • Способен использовать микроэкономический подход к задачам макроэкономики.
  • Умеет на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
  • Умеет анализировать процессы и выбирать варианты решений на основе критериев эффективности.
  • Умеет анализировать параметры равновесия, знает основные законы макроэкономики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Общее Экономическое равновесие. Тема 1.1 Краткосрочное и долгосрочное макроэкономическое равновесие.
    Классическая модель равновесия. Рынок труда: спрос и предложение. Равновесие на рынке труда. Потенциальный ВВП и классическая кривая предложение труда AS (долгосрочный период). Макроэкономическая политика в экономике полной занятости. Принцип неоклассической дихотомии. Кейнсианская модель равновесия. Краткосрочная кривая AS. Модификация структурной модели экономики с учетом номинальных несовершенств (случай жесткой заработной платы). Проблема не-нейтральности денег в краткосрочном периоде. Эффект денежных иллюзий. Эффекты занятости и производства.
  • Тема 1.2. Фискальная и монетарная политика.
    Эффекты фискальной и монетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стабилизационная политика государства. Шоки спроса и предложения.
  • Раздел 2. Экономические циклы. Тема 2.1. Основные понятия и определения.
    Понятие экономических флюктуаций (циклов). Совместное поведение макроэкономических переменных: про-, анти- и ациклические показатели, опережающие и запаздывающие переменные. Детерминистский и стохастический подход к флуктуациям. Импульсно-распространительный подход к объяснению флюктуаций.
  • Тема 2.2. Кейнсианские теории цикличности
    Особенности кейнсианских теорий циклов. Цикл инвестиций в запасы. Модель мультипликатора-акселератора. Модель Тевеса. Модель Калдора.
  • Тема 2.3. Теория реального делового экономического цикла
    Основные положения теории RBC (RealBusinessCycle). Экономика Робинзона Крузо. Технологические шоки, эффекты дохода и замещения. Многопериодная модель. Межвременное замещение в потреблении и предложении труда.
  • Раздел 4. Обоснование положительного наклона кривой совокупного предложения. Тема 4.1. Модели несовершенной информации: рынок труда и рынок благ.
    Модели несовершенств рынков, дающие обоснование положительному наклону кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде.Закон Оукена: связь кривой Филипса и кривой совокупного предложения.
  • Раздел 5.. Стабилизационная политика государства. Тема 5.1 Фискальная политика
    Инструменты фискальной политики. Автоматические стабилизаторы. Бюджетное ограничение правительства. Финансирование дефицита бюджета. Фактический, структурный, циклический, первичный бюджетный дефицит. Стабилизация государственного долга. Долговое финансированием дефицита бюджета. Эквивалентность Барро-Рикардо. Взаимосвязь фискальной и монетарной политики. Модель Саржента-Уоллеса.
  • Тема 8.3. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
    Большая и малая экономики. Модель Манделла-Флеминга. Фискальная и монетарная политика в малой открытой экономике. Случаи фиксированного и плавающего валютных курсов, совершенно-мобильного и совершенно-немобильного капитала.
  • Раздел 3. Связь инфляция и безработицы. Тема 3.1. Кривая Филипса.
    Кривая Филипса: оригинальная и модифицированная. Обоснование кривой Филипса.
  • Тема 3.2. Инфляционные ожидания.
    Инфляционные ожидания: адаптивные и рациональные. Кривая Филипса при адаптивных и рациональных ожиданиях. Коэффициент потерь. Динамическая функция совокупного предложения. Динамическая функция совокупного спроса. Инфляционная спираль.
  • Тема 4.2. Модель несовершенной информации Лукаса
    Кривая предложения Лукаса при совершенной информации. Кривая предложения Лукаса при несовершенной информации. Ожидаемые и неожиданные изменения совокупного спроса. Кривая Филипса в модели Лукаса.
  • Тема 4.3. Микроэкономические обоснования негибкости цен/зарплат
    Издержки меню как причина негибкости цен. Внешние эффекты от негибкости цен. Совокупное предложение в экономике с двумя типами фирм.
  • Тема 5.2. Монетарная политика
    Инструменты монетарной политики. Инфляция, процентные ставки и рост денежной массы. Монетарное правило. Сеньораж и инфляция. Чистый сеньораж. Кривая Лаффера для инфляционного налога. Издержки инфляции. Прогнозируемая и непрогнозируемая инфляция.
  • Раздел 6. Нормативная теория экономической политики. Тема 6.1. Линейная модель Тинбергена.
    Нормативная и позитивная теория экономической политики. Ключевые проблемы нормативной теории.Целевые показатели и инструменты, функция потерь. Линейная модель Тинбергена для двух инструментов и двух целей. Проблема линейной независимости инструментов. Достижение целей в случае неравенства числа целей числу инструментов. Выбор инструментов при нескоординированной политике.
  • Тема 6.2. Политика в условиях неопределенности.
    Внутренний и внешний лаги. Оптимальный выбор инструментов при случайных мультипликаторах. Критика Лукаса использования эконометрических моделей.
  • Раздел 7. Проблема экономического роста. Тема 7.1. Предмет теории экономического роста.
    Межстрановые различия в уровне доходов и изменение их во времени. «Чудеса» и «бедствия» экономического развития. Стилизованные факты современного роста.
  • Тема 7.2. Базовая неоклассическая теория экономического роста Солоу.
    Производственная функция в модели Солоу: двухфакторная модель, постоянная отдача от масштаба. Эффективность труда. Интенсивная форма производственной функции. Разложение Солоу: представление темпов роста выпуска в виде суммы отдельных составляющих. Общая производительность факторов. Динамика капиталовооруженности. Равновесие в модели Солоу. Сбалансированный рост. Анализ изменения нормы сбережений. “Золотое правило” накопления. Конвергенция, абсолютная и относительная: противоречивые свидетельства. Рост населения в модели Солоу. Демографическая динамика. Эндогенизация темпов роста населения. Теория Мальтуса, ее критика.
  • Тема 7.3. Введение в теории эндогенного роста.
    Человеческий капитал как фактор производства. Обобщение модели Солоу путем учета человеческого капитала. Эмпирические свидетельства. Модель роста с учетом научно-исследовательского сектора. Факторы, влияющие на накопление знаний. Продуктивное и непродуктивное предпринимательство. Макроэкономическая политика, благоприятствующая экономическому росту.
  • Раздел 8. Открытая экономика. Тема 8.1. Платежный баланс
    Понятие открытой экономики. Международная торговля. Структура платежного баланса. Торговый баланс и баланс услуг. Счет текущих операций. Счет операций с капиталом. Валютные резервы. Межвременной подход к определению платежного баланса. Условия устойчивости дефицита счета текущих операций.
  • Тема 8.2. Валютный курс
    Номинальный (прямой и обратный) валютный курс. Реальный валютный курс. Паритет покупательной способности (абсолютный и относительный). Условие торговли. Спрос и предложение на валютном рынке. Равновесный обменный курс. Международный перелив капиталов. Паритет процентных ставок. Фиксированный и плавающий валютный курс. Интервенции центрального банка. Регулирование совокупного спроса с помощью валютного курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Оценка за 2 курс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.06 * Активность на семинаре + 0.08 * Контрольная работа 1 + 0.08 * Контрольная работа 2 + 0.08 * Контрольная работа 3 + 0.4 * Оценка за 2 курс + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА 10-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 527с. - ISBN: 978-5-9916-4988-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-390653

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. ТОМ 1 11-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 300с. - ISBN: 978-5-534-02562-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-v-2-t-tom-1-437227