We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Civil Law and Civil Procedure (Faculty of Law)
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2 module

Instructors


Долкова Елизавета Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар посвящен формированию практических навыков правовой работы, а также созданию и разработке проектов в юридической сфере. Целью данного курса является обучение навыкам правового анализа дела с точки зрения его фактических обстоятельств и юридической квалификации, обобщения релевантной нормативной базы и судебной практики для обоснования позиции по делу, подготовки процессуальных и иных документов правового характера.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения проектного семинара являются: закрепление и углубление теоретических знаний; формирование навыков для будущей профессиональной деятельности; формирование умения ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы; формирование способности самостоятельно и качественно выполнять поставленные задачи и принимать обоснованные решения; сбор, систематизация и обобщение полученных материалов в рамках проектного семинара; формирование навыков и компетенций необходимых в будущей практической деятельности, в том числе по выработке правовой позиции по делу, проработки оптимальной стратегии ведения дела, подготовке необходимых процессуальных документов, навыков работы в суде и взаимодействия с государственными органами, общения с доверителями и процессуальными оппонентами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Изучены виды и способы досудебного порядка урегулирования споров, случаи, когда претензионный порядок является обязательным. Проанализирована процедура подачи претензии, порядок ее рассмотрения, выявлены последствия несоблюдения досудебного порядка.
  • Сравнительный анализ Юрисдикционной и неюрисдикционной форм защиты. Исследована компетенция в контрольно-надзорных органов в сфере защиты финансовых прав. Проанализированы основные положения Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Изучены основные положения о защите финансовых прав: структура и порядок обращения, сроки рассмотрения обращения.
  • Рассмотрены различные способы обжалования действий (бездействий) органов государственной власти. Выявлены общие и отличительные особенности административного и судебного порядков обжалования
  • Изучена тактика и стратегия первичная консультация с доверителем, рассмотрена методика сбора необходимых документов, поиска дополнительных доказательств, направления необходимых запросов. Рассмотрена проблематика выработки оптимальной тактики ведения дела. Анализ законодательной базы и судебной практики, регулирующей спорные правоотношения, поиск и сопоставление позитивной и негативной практики по делу.
  • Изучены основные положения о стилистике делового общения. Методология психологической подготовки к судебному выступлению. Алгоритм построения выступления и структура судебной речи. Проработка логических и риторических приемов, теория аргументации, работа с адресатом информации. Исследованы основные тактические приемы работы при допросе свидетеля и специалиста в рамках судебного заседания.
  • Изучены этические основы юридической профессии. Навыки выстраивания доверительных отношений с клиентов, вербальная и невербальная коммуникация. Тактика общения с процессуальным оппонентом. Значимость внесудебного урегулирования споров. Особенности профессионального общения с коллегами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Досудебный порядок урегулирования споров. Обязательный претензионный порядок урегулирования споров.
    Виды досудебного порядка урегулирования споров. Обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Подача претензии: структура, содержание, порядок направления, сроки. Рассмотрение претензии. Последствия несоблюдения досудебного порядка урегулирования споров.
  • Тема 2. Особенности досудебного порядка урегулирования споров в сфере финансовых услуг.
    Институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Служба финансового уполномоченного. Порядок обращения потребителя финансовых услуг к финансовому уполномоченному. Сравнение института финансового уполномоченного с иными институтами, обеспечивающими защиту нарушенных прав.
  • Тема 3. Внесудебный порядок защиты прав. Защита нарушенного права посредством обращения в контрольно-надзорные органы.
    Внесудебный порядок защиты прав. Юрисдикционная и неюрисдикционная форма защиты. Защита нарушенного права посредством обращения в контрольно-надзорные органы. Вопросы определения компетенции и полномочий контрольно-надзорного органа. Основные положения Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Структура обращения. Порядок и сроки рассмотрения обращения. Защита прав гражданина путем обращения в контрольно-надзорный орган и в суд: особенности процедур.
  • Тема 4. Обжалование действий органов государственной власти при рассмотрении обращения гражданина.
    Способы обжалования действий (бездействий) органов государственной власти. Административный порядок обжалования действий (бездействий) органов государственной власти: особенности процедуры. Судебный порядок обжалования действий (бездействий) органов государственной власти: порядок и последствия.
  • Тема 5. Возбуждение дела об административном правонарушении по результатам рассмотрения обращения гражданина.
    Особенности возбуждения дел об административных нарушениях по результатам рассмотрения обращения гражданина. Правовой статус потерпевшего в деле об административном правонарушении: права и обязанности, порядок привлечения к участию в деле. Ознакомление с материалами дела об административном правонарушении. Порядок и срок привлечения правонарушителя к административной ответственности по результатам рассмотрения обращения гражданина в контрольно-надзорный орган.
  • Тема 6. Выработка тактики и стратегии ведения дела в суде. Сбор и анализ данных, подбор релевантного законодательства, способы собирания доказательств.
    Первичная консультация с доверителем. Сбор необходимых документов, выяснение обстоятельств дела. Поиск дополнительных доказательств в обоснование правовой позиции. Направление необходимых запросов. Какая информация не может быть получена (информация с ограниченным доступом)? Выработка оптимальной тактики и стратегии ведения дела. Альтернативные способы разрешения спора (переговоры, медиация). Использование преюдициально доказанных фактов. Поиск законодательной базы и судебной практики, регулирующей спорные правоотношения. Основы анализа судебной практики, сопоставление позитивной и негативной практики по делу. Использование иных подзаконных актов и разъяснений.
  • Тема 7. Навыки работы со справочно-правовыми системами. Использование доступных информационных ресурсов в работе юриста
    Основные справочно-правовые системы. Способы их использования. Навыки контекстного поиска. Использование справочников, обобщения судебной практики и законодательства. Ресурсы, используемые юристом в работе. Он-лайн взаимодействие с судами (система «Мой арбитр», КИС СОЮ). Общедоступные источники правовых данных и их значение. Ресурсы Федеральной налоговой службы, нотариата, Росреестра и иных органов и организаций. Проверка контрагента и процессуального оппонента, проявление должной осмотрительности. Новые технологии в работе юриста, legal tech. Изменение модели юридической профессии.
  • Тема 8. Профессиональные коммуникации в сфере судебного представительства, основы взаимодействия с органами власти
    Деловой стиль речи. Понятие стиля речи. Разновидности стилей речи (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). Психологический аспект при подготовке к публичному выступлению. Методики управления своим психологическим состоянием перед выступлением. Алгоритм подготовки к выступлению. Структура судебной речи, логика и аргументация. Использование риторических приемов, основы судебного красноречия. Подача информации, работа с реципиентом – донесение информации до «целевой аудитории». Подача нормативной базы в речи. Тактика работы при допросе свидетеля и специалиста в рамках судебного заседания.
  • Тема 9. Основы юридического письма и подготовки процессуальных документов. Внутренняя структура документа, стилистические и композиционные особенности
    Понятие процессуального документа. Его структурные особенности. Вводная часть документа – реквизиты, наполнение и содержание. Описательная часть документа – изложение обстоятельств дела, отделение ключевых моментов от несущественных, последовательность подачи материала. Мотивировочная часть документа – поиск и применение законодательной базы и судебной практики. Правила цитирования нормативно-правовых актов. Логическая взаимосвязь с предыдущими частями. Умение расставлять верные акценты и приоритеты. Просительная часть документа – грамотное формулирование, влияние на исполнимость решения компетентного органа. Общие правила оформления процессуального документа: размещение на странице, шрифт, «читаемость текста». Визуальное разграничение смысловых частей. Паттерны и речевые заготовки, используемые в документе. Язык и стиль процессуального документа, «канцелярит» и как его избежать, риторические приемы.
  • Тема 10. Взаимодействие с доверителями, коллегами и процессуальными оппонентами: основные положения и этические основы.
    Этика и деонтология в профессиональном общении. Сохранение профессиональной тайны. Выстраивание доверительных отношений с клиентом. Вербальная и невербальная коммуникация. Значимость общения с процессуальными оппонентами. Особенности внесудебного урегулирования спорных ситуаций. Деловой этикет. Мировое и медиативное соглашение. Навыки личного общения, общения по телефону и в письменной форме. Профессиональное общение с коллегами: значимость обмена опытом и повышения квалификации. Площадки для профессионального общения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    ZOOM
  • неблокирующий Групповая оценка
    ZOOM
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Экзамен
    ZOOM
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.1 * Групповая оценка + 0.05 * Домашнее задание 1 + 0.05 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Профессиональная речь юриста: Учебное пособие / Н.Н. Ивакина. - Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 448 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1010190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Богданова И.С., Хорошев И.А., Шевченко И.А. - Профессиональные навыки юриста. Техники решения профессиональных юридических задач. Учебно-практическое пособие - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23057-0 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/28736
  • Кони А.Ф. - Судебные речи (1868--1888) - Издательство "Лань" - 2013 - 732с. - ISBN: 978-5-507-35892-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/36440
  • Профессиональные навыки юриста в уголовном судопроизводстве : учеб. пособие / Т. Ю. Максимова, Е. А. Рубинштейн ; под ред. Е. А. Рубинштейна. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 112 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774865